По мнению президента Ассоциации украинских банков (АУБ) Александра Сугоняко, кризис финансовой системы еще далек от завершения, и если мы будем продолжать в том же ключе — долго не протянем.
По показателям экономического риска (экономическая стабильность, экономический дисбаланс, кредитный риск в экономике) в рейтинге агентства Standard&Poor’s (S&P) украинская банковская отрасль имеет самый плохой показатель – 10 баллов, чистый отраслевой риск — 7, совокупная оценка – 9 (хуже только Беларусь).
Объем золотовалютных резервов сегодня меньше, чем в кризисном 2009-м – $25,2 млрд. При этом в течение 2011-12 годов чистая продажа валюты Нацбанком составила $11,2 млрд, а за первый квартал текущего года к ним добавилось еще около $1 млрд.
В то же время, внешний госдолг с 317 млрд грн в 2008 году вырос до 560 млрд грн по состоянию на сегодня. «Это означает, что если 5 лет назад каждый гражданин, включая грудных детей, был должен кредиторам Украины 7 тыс. грн, то сейчас – 12,3 тыс. грн. И эти деньги придется отдать – в виде инфляции и девальвации национальной валюты», — подчеркнул Александр Сугоняко.
Структура прироста депозитов в январе-апреле (млрд грн)
Депозиты домохозяйств 29,8
Депозиты нефинансовых корпораций 2,5
Межбанковские депозиты 10,5
Данные НБУ
Структура прироста доходных активов в январе-апреле (млрд. грн)
Ценные бумаги – 28,2 (в том числе ОВГЗ 22,6)
Кредиты домохозяйствам 2,4
Кредиты нефинансовым корпорациям 11.4
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
Другие сектора кредитования 1,3
Данные НБУ
Но больше всего главу АУБ возмущает факт трансформации депозитных денег все в те жегосударственные долги, но уже внутренние. Сначала, по его словам, банки вынуждены привлекать деньги населения под головокружительные и экономически не обоснованные процентные ставки (за январь-апрель 2013 года приток депозитов составил 42,8 млрд грн, из которых 29,8 млрд грн – деньги физлиц). «Разница между процентной ставкой и инфляцией в прошлом году составила 17%. Это, наверное, мировой рекорд», — говорит Александр Сугоняко. А потом, вместо кредитования экономики, банковский сектор пускает эти деньги на покупку ОВГЗ (из 28,2 млрд грн инвестиций в ценные бумаги за этот же период 22,6 пошли на покупку госдолга). При этом ставки по кредитам для бизнеса в среднем по рынку составляют 20% годовых, которые могут себе позволить считанные единицы – прирост кредитного портфеля с начала года составил всего-навсего 1,8%.
В то же время, качество этого портфеля как было плачевным, так и остается: доля проблемных кредитов уверенно держится на уровне 35%. И работа банков по «очистке балансов» создала только видимость решения проблемы. Хотя финучреждения теперь могут себе позволить замораживать в резервах меньше денег, например, под плохиеипотечные кредиты в валюте, эти деньги так никуда и не вернулись. И не вернутся.
Не удивительно, что уже три квартала подряд экономика страны находится в состоянии рецессии и при сохранении названных тенденций в ситуации с платежным балансом, бюджетным дефицитом и внешними долгами вероятность возврата депозитов из банков с каждым годом снижается. Поэтому, по мнению заместителя председателя комитета по вопросам финансов и банковской деятельности ВР Степина Кубива, систему надо менять. Как минимум, по его мнению, все банки должны в обязательном порядке пройти международный аудит, причем не только на уровне главного офиса, а со всеми структурами, входящими в их финансовые холдинги. Кроме того, понадобятся новые требования к структуре валютных активов пассивов, особенно – привлеченных от населения, к капиталу, к управлению и к отчетности. «Существующая сегодня кредитно-инвестиционная система, говоря проще – привычка жить в долг, — себя исчерпала. Нужны новые механизмы, новые принципы и новые приоритеты». – уверен бывший банкир. Иначе кризис не закончится никогда.
Источник Контракты