Несмотря на усилия России, литовские чиновники требуют более низких цен от Москвы на природный газ. Международные аналитики уверены, что это является частью более широкой тенденции против русского энергетического господства.
Как пишет The Baltic Times, сегодня Российский Газпром оказался под давлением, на этот раз под литовским. Об этом заявил Ярослав Неверович, который отвечает за энергетические реформы в стране.
По его словам, в ответ на аналогичные шаги в других странах, Москва стала более сговорчивой в отношении таких вопросов, как ценообразование. Она хочет сохранить позиции в стране и долю рынка в Европе. Однако, поскольку другие политические позиции Вильнюса приняты вопреки пожеланиям Москвы, и с учетом того факта, что Литва потребляет сравнительно небольшое количество энергии, Россия может выбрать для борьбы с Балтийским государством позицию сокращения сотрудничества в отличие от других европейских стран.
Сообщается, что премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс заявил 1 февраля, что Литва не будет идти ни на какие уступки Газпрому в ответ на снижение цены на газ государственному энергетическому гиганту России. На днях заместитель председателя Газпрома Александр Медведев встретился с литовским министром энергетики Ярославом Неверовичем, он попытался убедить Вильнюс отказаться от реформ в энергетическом секторе, которые могут подорвать позиции России на литовском рынке поставок и распределения газа.
Россия является основным поставщиком энергоносителей в Литву, и почти всей нефти и нефтепродуктов. Но поскольку Литва твердо сотрудничает с Западом, и является активным членом и сторонником как Европейского Союза так и НАТО, Россия стремилась использовать на свое энергетическое положение в стране политические рычаги. Этот подход включает и выставленную цену на газ для Литвы, которая является одной из самой высокой (в настоящее время $ 540 за тысячу кубометров). Кроме того, Россия в 2006 году прекратила поставку нефти в страну, через ветки трубопровода Дружба. Этот вопрос так и не решен до сих пор. Учитывая, что у Литвы не было жизнеспособной альтернативы русский энергии, в течение многих лет, страна с населением в несколько миллионов человек мало что могла сделать, чтобы бросить вызов доминирующей позиции Москвы в энергетическом секторе.
Но в прошлом году ситуация начала меняться. В марте 2012 года Литва объявила о сделке, в результате которой с начала 2014 года она берет в аренду плавающий терминал регазификации из Норвегии, который принесет 1 млрд. кубических метров природного газа в год, а это примерно половина потребления газа в Литве, причем с дальнейшим увеличением мощности. Литва также подала судебный иск против Газпрома в соответствии с рекомендациями Третьего энергетического пакета ЕС.
В ответ Россия стала более прагматичной и сфокусировала свою энергетическую политику на том, что отказалась от политически мотивированных отключений. Она пошла на реструктуризацию контрактов с энергетическими компаниями из нескольких европейских стран, и стала продавать газ по более низким ценам в обмен на сохранение долгосрочных контрактов и сохранения своей доли рынка в Европе, что имеет важнейшее значение для экономики России.
Несмотря на эти изменения, Литва является одной из последних стран, в которую Россия хотела бы поставлять энергоносители, благодаря своей агрессивной риторики по энергетическим и политическим вопросам и напористой прозападной Литвы, которая строит свою внешнюю политику не так как это делает Беларусь и Украина. Литовские официальные лица заявили, что страна не готова идти ни на какие уступки в обмен на более низкие цены на природный газ, а вместо этого будет продолжать придерживаться положений Третьего энергетического пакета и, возможно, повышать транзитные пошлины для России, которая поставляет энергоносители через Литву в русский эксклав Калининград, что является чувствительным вопросом для Москвы. Литва также подала иск против Газпрома в 1,5 млрд. евро в арбитражный суд Стокгольма. Представляется, что снижение цены может быть единственным способом для России сохранить свою долю на рынке Литвы в более долгосрочной перспективе.