Финансовый мир в этом месяце был шокирован требованием немецкого Бундесбанка репатриировать большую долю его золота, которое находится на хранении за пределами страны. К 2020 году Германия хочет вернуть 50 процентов своих общих запасов назад во Франкфурт, в том числе, и 300 тонн из Федерального резерва. Объявление Бундесбанка об этом произошло лишь через 3 месяца после того, как Федрезерв отказался предоставить аудит запасов немецкого золота.
Похоже, Германия возвращается к той реальности, которой готовятся центробанки по всему миру: доллар более не является мировым активом-безопасной гаванью, а американское правительство не является заслуживающим доверия банкиром для иностранных государств. Похоже, их опасения обоснованы, учитывая, по всей видимости, неспособность ФРС своевременно вернуть то, что по праву принадлежит Германии. Германия, это развитая и могущественная страна со вторыми по величине золотыми запасами в мире. Если они не могут полагаться на Вашингтон с его обещаниями, то кто может?
Где золото Германии?
Эффект решения Германии репатриировать золото вращается вокруг вопроса без ответа: почему для завершения отгрузки необходимо семь лет?
Популярным объяснением является то, что ФРС уже перезаложила все свои золотые запасы других стран. То есть, одни и те же слитки обещаны множеству других инвесторов. Поскольку ФРС в своём существовании зависит от банковской системы фракционного резерва, вряд ли должно быть неожиданностью то, что она сама стала банком фракционного резерва. Если так, то Германию, возможно, вежливо попросили о 7-летнем сроке, чтобы Федрезерв смог сохранить лицо, и предотвратить панический набег других держателей с требованием и им вернуть их золото.
Теперь ФРС всегда может напечатать ещё долларов, чтобы купить золото на открытом рынке, компенсируя любые нехватки, но такой шаг существенно увеличит стоимость золота. А последнее, чего Федрезерву надо, так это ещё один всплеск цен на золото, который напомнил бы миру о спаде доллара.
Отставляя в сторону предположения
Ни одна из этих теорий не подтверждена фактами, но как ни крути, запрос Германии на возврат золота не сулит ничего хорошего для будущего доллара. В действительности, официальное заявление Бундесбанка, это всё, что надо для подтверждения ослабления веры немцев в США.
В октябре прошлого года, после того, как Бундесбанк запросил провести аудит своего золота, члена Исполнительного совета Карла-Людвига Тиля спросили, почему банк держит так много немецкого золота за рубежом. Его ответ подчёркивает важность доллара как мировой резервной валюты:
Заявление Тиля может привести нас только к одному выводу: храня меньше запасов в США, Германия предвидит меньшую потребность в «деноминированной в долларах США ликвидности». «Золото, хранящееся у вас дома в безопасности не доступно немедленно в качестве залога, в том случае, если у вас возникла потребность в иностранной валюте. Взять, к примеру, ключевую роль, которую доллар играет в глобальной финансовой системе в качестве резервной валюты. Золото, хранящееся в ФРС Нью-Йорка, в случае кризиса, будет в залоге у Федерального резервного банка в качестве обеспечения по деноминированной в долларах США ликвидности»
История повторяется
Вся ситуация точно повторяет конец 60-х, период, приведший к «Шоку Никсона». В то время мир жил в условиях Бреттон-Вудской системы – попытки со стороны западных стран привязать доллар к золоту по фиксированной ставке, одновременно с этим позволив металлу торговаться в частном порядке в качестве сырья. Это привело к разрыву между рыночной ценой на золото в качестве сырьевого актива, и официальной ценой казначейства США.
По мере того, как истинная стоимость золота всё более отдалялась от официального курса, мир начал осознавать, что система нежизнеспособна, и многие начали подозревать, что реально США не могут удерживать сильный доллар. Западная Германия первой озаботилась обменять свои долларовые резервы на золото, после чего за ней потянулись Франция, Швейцария и другие. В итоге это вылилось в то, что в 1971-м Никсон «закрыл золотое окно», положив конец связи между долларом и золотом. Этот «Никсоновский шок» подстегнул хроническую инфляцию на протяжении 70-х и текущий рост золота.
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
"Гра проти своїх": у Раді різко відреагували на ідею розформування ТЦК
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Похоже, всё международное сообщество подумывает вернуться в 60-е, поскольку Германия не единственная страна, которая сегодня дрейфует прочь от доллара. Нидерланды и Азербайджан также обсуждают репатриацию своих иностранных золотых запасов. И каждый месяц мы слышим о том, что центробанки продолжают накапливать свои золотые резервы. Последними являются Россия и Казахстан, но и в прошлом году, страны от Бразилии до Турции наращивали свои золотые резервы, диверсифицируясь прочь от необеспеченных бумажных валют.
И не стоит забывать про Китай. Некогда бывший крупнейшим покупателем американских облигаций, теперь он является чистым продавцом «казначеек», одновременно с этим налегая на золото.
В отличие от 60-х годов, сегодня нет никакого официального золотого окна, которое можно было бы закрыть. Не будет никакого «шока», указывающего на свободный полёт доллара. Это требование Германии может стать самым близким индикатором, который нам удастся получить.
Пока не попробуешь, не узнаешь
В прошлом месяце я писал о трёх столпах, поддерживающих продолжительные низкие процентные ставки ФРС: сама ФРС, инвесторы внутри страны, и иностранные центробанки во главе с Японией. Тогда я рассказывал о том, как планы Японии по радикальной девальвации иены могут подорвать возможность страны продолжать покупать облигации, что может сделать другие столпы такими же неустойчивыми.
В то время как частные инвесторы и даже ФРС полагают американские казначейские облигации по-прежнему жизнеспособной инвестицией, новости о немецкой репатриации дают понять, что иностранные государства более не покупаются на пропаганду. Да и с чего бы? Если кто и должен понимать, с какими ограничениями сталкиваются США, так это правительства других стран.
Американские инвесторы должны быть шокированы обманом ФРС так же, как и Бундесбанк. Хотя мы не можем обменять у ФРС наши доллары на золото, мы, тем не менее, всё ещё можем приобретать золото на открытом рынке. По мере того, как всё больше инвесторов и правительств выбирают хранить свои накопления в драгоценных металлах, стоимость доллара будет становиться всё меньше и меньше, ускоряя, таким образом, бегство инвесторов в драгоценные металлы. Вот когда благообразный круг, на котором поколениями зиждился доллар, обернётся порочным кругом.