Об этом пишет в четверг, 12 июля, газета «Коммерсантъ».
Скандал вокруг присутствия 7 тыс. российских военных в Таджикистане разразился на прошлой неделе. РФ обвинила власти среднеазиатского государства в выдвижении неприемлемых условий продления аренды базы и приостановила ее финансирование. В ответ Министерство обороны Таджикистана назвало позицию России «политически некорректной».
Как рассказал изданию источник в Генштабе РФ, Таджикистан выдвинул более 20 «неясных и неприемлемых для России требований» по аренде базы. Они касаются, в частности, сроков ее размещения, безвозмездного получения боевой сухопутной техники и боеприпасов к ней. Кроме того, сложности возникли с размещением объектов 670-й авиационной группы и 303-й отдельной вертолетной эскадрильи на аэродроме Айни.
В Центральном аппарате Минобороны РФ цифру в 250 млн долл. пока подтвердить или опровергнуть не могут. Один из участников переговоров с российской стороны выразил возмущение «явно завышенными требованиями» Таджикистана. «Речь идет не об одних только интересах РФ, а об общей безопасности стран ОДКБ — именно этому служит присутствие российских войск в Центральной Азии. Завышенные, взятые с потолка цифры не могут быть основой для конструктивных переговоров и вызывают удивление», — заявил он.
Накануне выяснилось, что схожие запросы есть и у Киргизии. Власти страны намерены с 2014г. увеличить арендную плату за использование трех российских военных объектов — базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу. Именно в 2014г. заканчивается срок их аренды.
Министр обороны Киргизии генерал-майор Талайбек Омуралиев заявил, что стоимость аренды за военные объекты, за исключение авиабазы в Канте, будет повышена с учетом инфляции. Авиабаза же предназначена для выполнения задач ОДКБ, поэтому Бишкек не требует платы за нее. Генерал также напомнил, что за коммунальные услуги авиабазы Киргизия платит сама более 300 млн сомов (230 млн руб.) в год.
В оборонном ведомстве Киргизии отмечают, что в настоящее время РФ платит за три военных объекта 4,5 млн долл. в год. В зачет аренды идет и подготовка киргизских военных в российских вузах. Т.Омуралиев подчеркивает, что Киргизия не преследует коммерческих интересов, повышая арендные ставки. Однако эксперты считают, что для среднеазиатских государств денежный фактор сыграл важную роль.
«В Москве многих удивляет, насколько синхронно возникают проблемы в сфере военного сотрудничества РФ и ее партнеров: от споров вокруг аренды Габалинской РЛС в Азербайджане и приостановки участия Узбекистана в ОДКБ до повышения арендных ставок Таджикистаном и теперь вот Киргизией. Некоторые видят в этом руку внешних игроков», — отмечает замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев.
Однако в условиях кризиса и отсутствия существенных доходов у Таджикистана и Киргизии, продолжает эксперт, военные базы для них — вопрос не геополитики, а коммерческой выгоды. «Поскольку у РФ мало проектов, которые бы привязывали к ней эту часть Центральной Азии, Москве придется платить больше. У нее практически нет иных механизмов, которые бы компенсировали уход из этого региона», — заключил он.