Первоначально газ со Штокмановского месторождения планировалось поставлять в США, однако сланцевая революция и последовавшее за ней резкое падение цен на газ помешали этим планам. Сейчас стоимость газа в США опустилась до 88 долл. за 1 тыс. куб. м — это более чем втрое ниже, чем спотовые цены на европейских площадках. После этого участники Штокмана рассматривали еще несколько вариантов: поставки половины добываемого газа по трубе в Европу, а половины в виде СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), производство только СПГ и его поставки в азиатском направлении и даже экспорт только в страны Атлантического бассейна. О такой возможности говорил в начале июня зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, отмечая, что страны АТР будут обеспечиваться СПГ с других проектов «Газпрома» — Сахалина и СПГ-завода во Владивостоке.
Вчера Александр Медведев озвучил еще один вариант для Штокмана. СПГ с проекта будет поставляться частично в Европу и частично в страны АТР, сказал топ-менеджер, не уточнив процентное соотношение поставок между регионами. Это не окончательное решение, отмечают в «Газпроме»: в настоящий момент переговоры между партнерами по параметрам проекта продолжаются. При этом в качестве рынков сбыта рассматриваются как АТР, так и европейские страны: именно о них шла речь, когда Александр Медведев говорил про Атлантический бассейн, уточнили в компании. Впрочем, ни одного компромиссного варианта между тремя партнерами по проекту пока нет, говорит источник, близкий к акционерам Shtokman Development (51% принадлежит «Газпрому», 25% — Total и 24% — Statoil).
В Statoil и Total комментировать заявление Александра Медведева вчера не стали. Однако ранее представитель норвежской компании говорил РБК daily, что Statoil поддерживает «Газпром» в переходе на стопроцентное производство СПГ в рамках проекта (лишь небольшую часть газа планируется поставлять по трубопроводу для потребителей Мурманской области, уточнял глава концерна Алексей Миллер).
Тот факт, что «Газпром» озвучивает все новые варианты, говорит о разногласиях между участниками консорциума, считает аналитик UBS Константин Черепанов. «Сейчас трудно однозначно сказать, какой рынок для штокмановского газа был бы наиболее выгодным, однако в плане спроса ситуация в АТР выглядит оптимистичнее», — отмечает эксперт.
По расчетам самого «Газпрома», к 2030 году потребление газа в этом регионе может увеличиться более чем вдвое и превысить 1 трлн куб. м. При этом монополия может использовать своповые схемы, добавляет исполнительный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: например, газ Штокмана пойдет в Европу в счет контрактов Катара, а катарский газ — в Азию в счет новых контрактов «Газпрома».
Неопределенность в отношении поставок не единственный предмет разногласий между участниками Shtokman Development. Иностранных партнеров также беспокоят слишком высокие затраты по проекту (Statoil уже предлагала снизить их на 10%) и отсутствие ключевых льгот. В результате принятие окончательного инвестрешения по проекту постоянно откладывается: в конце марта совет директоров Shtokman Development вновь перенес его до 1 июля этого года.
Источник: RBC daily