По мнению экспертов, введение общеевропейских долговых обязательств позволит снизить процентную ставку их обслуживания и облегчит положение Италии, Испании и Ирландии. Однако при этом более богатые государства, например Германия, будут вынуждены взять на себя часть долговых обязательств более бедных. Как отмечал ранее вице-канцлер и министр экономики Германии Филипп Реслер, введение единых облигаций еврозоны будет иметь негативные последствия для Германии и ЕС в целом, так как в результате перед странами-должниками не будет стоять острая необходимость немедленного сокращения бюджетного дефицита. Позицию Германии поддержали Австрия и Нидерланды.
В этом вопросе оппонентом Меркель выступил президент Франции Франсуа Олланд. Он заявил, что обсудить вопрос евробондов было бы желательно. Олланд настаивает на том, что пришло время «сместить акценты от экономии к росту». Меркель, по мнению президента Франции, расценивает евробонды «не как элемент (экономического) роста, а как долговременную перспективу интеграции». Отметим, что вопреки сложившейся традиции, французский президент не стал встречаться с канцлером Германии перед началом саммита.
Между тем, исполнительный орган власти Европейского союза — Еврокомиссия — является сторонником создания общеевропейских долговых обязательств. Как заявила премьер-министр Ирландии Энда Кенни, главы государств ЕС планируют обсудить создание евробондов. Меркель в ответ подчеркнула, что саммит является неформальным и проводится для обсуждения проблем, а не принятия решений. По ее словам, дискуссии на саммите, начавшемся 23 мая, помогут при выработке решений на запланированном саммите ЕС в Брюсселе 23-24 июня 2012 года.
В итоге участники брюссельского саммита согласились с необходимостью добиваться экономического роста, не забывая при этом о мерах по восстановлению финансовой стабильности. Президент Европейского Совета Херман ван Ромпей. назвал это «двумя сторонами одной медали».
Эту же мысль подчеркнул и британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. «У нас было полное согласие относительно того, что борьба с дефицитом бюджета и стремление к экономическому росту не являются альтернативными подходами. Первое необходимо для того, чтобы получить второе», — подчеркнул он.
По материалам: КУРС