После того, как Тегеран официально признал, что непреднамеренно сбил пассажирский украинский авиалайнер, Иран, вероятно, переживает свой «момент Чернобыля».

Об этом сообщает CNN, напоминая, что улицы иранских городов в выходные заполнили протестующие.

И хоть в понедельник демонстрантов было уже меньше, а полиции значительно больше, некоторые обозреватели уже начали предполагать, что это, возможно, начало конца правящего режима в Тегеране. Иранцы, собравшись в субботу в Тегеране для чествования памяти жертв авиакатастрофы, призывали к отставке верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. На смену предыдущим лозунгам «Смерть Америке» пришли антиправительские «Смерть диктатору» и «Смерть лжецу». На одном из видео демонстранты даже кричали: «Хаменеи, имей совесть. Оставь страну».

Этот гнев эксперты уже называют иранским «моментом Чернобыля», аналогом того, как в 1986 году в советской Украине ядерная катастрофа «разоблачила всю некомпетентность, государственный обман и гнилость режима». Такое мнение о ситуации высказал сайт иранской диаспоры IranWire. Но трудно сказать, приведут ли горе и злость иранцев к революции.

«Через западную призму мы всегда ищем революционный момент в Иране», — отметила старший научный сотрудник Иранского форума в Chatham House Санам Вакил.

Она считает, что есть некоторое сходство между тем, как власть СССР разбиралась с катастрофой в Чернобыле, и реакцией иранского правительства на уничтожение самолета рейса PS752. И Москва, и Тегеран одинаково возражали, пытались всячески скрыть правду в то время, как иностранные правительства находили все новые доказательства.

Впрочем, параллели на этом моменте и заканчиваются.

«Это может быть иранским моментом Чернобыля. Но вопрос в том, как иранские лидеры собираются с ним разобраться. После Чернобыля все зависело от того, решит ли один политический лидер взять на себя ответственность и изменить политическую динамику», — подчеркнула эксперт.

«Единственное лицо, которое действительно может сделать существенные изменения в иранской политической системе – это верховный лидер», — добавила она.

Однако, чтобы протесты превратились в революцию, оппозиции нужно иметь своих лидеров и общую идеологию.

«Но у иранских демонстрантов нет ничего из этого», — пояснил лектор кафедры оборонных исследований Королевского колледжа в Лондоне Эммануэль Карагианис.

Также он, назвав последние акции протеста в Иране «спонтанными» и имеющими широкую смесь интересов. В них принимают участие профессионалы, студенты, профсоюзы и этнические меньшинства.

Иранский режим правит уже больше 40 лет. Он может, конечно, упасть.

Популярні новини зараз

Долю Криму вирішено: Трамп озвучив свою думку у розмові з TIME

Останній спекотний день: синоптик Діденко попередила про холодний фронт із заморозками

Українцям розповіли, що тепер можна будувати на власній ділянці без дозволів

Байден вперше публічно розкритикував адміністрацію Трампа

Показати ще

«Но трудно это представить без ключевых элементов, которые должны быть на месте. А также без организованной и объединенной оппозиции», — резюмировала Вакил.

Шеф-редактор «Хвилі» Юрий Романенко в беседе с руководителем Центра исследований проблем гражданского общества Виталием Куликом обсуждают, как катастрофа Боинга повлияла на внутренний расклад в Иране.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram