Астрономы провели геохимический анализ образцов пород, собранных американским марсоходом «Кьюриосити». В исследованных образцах оказалось высокое содержание сульфатов магния и кальция, характеристики которых указывают на образование из растворов с высоким содержанием солей.
Данные осадочные породы сформировались около 3,5 миллиарда лет назад, когда на дне кратера Гейл находилось соленое озеро, пишут авторы в журнале Nature Geoscience.
Современный Марс представляет собой каменную пустыню, но в прошлом ситуация была иная. Наиболее ценные данные на этот счет получил американский марсоход «Кьюриосити», который высадился на Красную планету в 2012 году. Он находится в крупном кратере Гейл, изучение пород с дна которого уже позволили доказать наличие временных озер в этом углублении.
В новой работе ученых из США и Франции под руководством Ашвина Васавады (Ashwin Vasavada) из Лаборатории реактивного движения NASA представлен анализ солей из района Остров Саттон на склоне горы Шарпа — центральной возвышенности в кратере Гейла. «Кьюриосити» находился в этом регионе в 2017 году. Данные соединения слагают осадочные породы при высыхании озер, что широко используются для определения атмосферных условий, а также химического состава растворов как на Земле, так и на Марсе.
Ученые исследовали образцы гесперийского периода истории планеты (3,3-3,7 миллиарда лет назад) и обнаружили глинистые озерно-речные осадочные породы с включениями различных сульфатов в виде минералов. Такое перемешивание веществ указывает на кристаллизацию солей во влажной среде. Скорее всего, минералы образовывались на доньях пересыхающих неглубоких водоемов, причем концентрация растворенных солей в остававшейся воде при этом достигала предельных значений.
Авторы предполагают, что климат того времени на Марсе можно сравнить с современной областью Альтиплано в Южной Америке. Здесь потоки воды стекают с вершин гор на плато с засушливым климатом, формируя озера, напоминающие существовавшие в кратере Гейл. В наиболее засушливые периоды некоторые озера полностью испаряются, а на их месте остается лишенная растительности почва.
«По мере восхождения на гору Шарпа мы видим изменение ландшафта от более влажного в прошлом до более сухого, — говорит Васавада. — Но этот тренд не обязательно проявлялся линейно. Скорее, он был беспорядочным, включавшим более сухие периоды, как мы видим по Острову Саттона, а их могут сменять более влажные, как богатые глиной области, где «Кьюриосити» находится сейчас».
Источник: N+1
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook