В среду на прошлой неделе в заснеженной Москве 32-летний российский сенатор по имени Рауф Ашаруков в сопровождении своих охранников спешил на заседание верхней палаты парламента РФ на очень важное голосование. В тот день Федеральное собрание сняло с него депутатскую неприкосновенность. Но сам политик об этом еще не знал.
С небольшим опозданием он наконец забежал в мрачный зал советских времен. «Железная леди» путинского режима Валентина Матвиенко объявила, что сессия будет проводиться за закрытой дверью. После этого она предоставила слово ряду особых гостей палаты. Генеральный прокурор Юрий Чайка стал за трибуну и начинал постановление о лишении сенатора Ашарукова неприкосновенности из-за обвинения его в организации двух убийств, краже газа у «Газпрома» и организации переворота в его родном регионе Карачаево-Черкесии на Кавказе, пишет American Interest, передает УНИАН.
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин вместе со своим замом сидели в первом ряду, спокойно слушая Чайку в отличие от сенатора Ашарукова. Услышав уголовные обвинения, он подскочил с места и рванул к выходу. Но там его уже ждали правоохранители, которые заблокировали дверь. Грубым голосом Матвиенко приказала молодому чиновнику вернуться на место и сесть. Ашаруков подчинился, как заколдованный. Он прошел мимо Бастрыкина и сел рядом с ним. Голосование было почти «анонимным»: во время голосования только один член Федерального собрания «воздержался». После снятия неприкосновенности российского чиновника арестовали вместе с его охранниками и водителем. Российские «силовики» так старательно выполняли свои обязанности, что случайно арестовали водителя другого сенатора, чья машина случайно была припаркована рядом с машиной Ашарукова. Бедного мужчину позже отпустили.
Издание пишет, что это не первый такой случай. За последние 10 лет минимум против 12 членов Федерального собрания были выдвинуты уголовные обвинения. Был даже один случай, когда сенатора лишили неприкосновенности. Но никогда в современной истории России чиновников не арестовывали так театрально: прямо посреди сессии и в присутствии двух высокопоставленных руководителей блока «силовиков». «Это было больше похоже на Пхеньян Ким Чен Ына, чем на Москву Владимира Путина», — пишет издание. Показательный суд был организован, вероятно, для того, чтобы запугать или, по крайней мере, поразить общество. Но это вызвало только смех (у всех кроме 169 российских сенаторов, конечно).
Это было похоже на сцену из черной комедии «Смерть Сталина» Армандо Януччи о последних днях диктатора СССР и борьбе за власть в Кремле. Фильм был запрещен российской цензурой. Министерство культуры РФ сначала дало лицензию на трансляцию, а потом за два дня до премьеры передумало. В ведомстве назвали ленту «недружественным актом британского интеллектуального класса» и «частью антироссийской информационной войны». Но все, кто видел фильм, поняли, какой была реальная причина: в нем Иосиф Сталин лежал в луже собственной мочи лицом вниз, пока его приспешники из Центрального комитета крутили интриги, кто станет следующим лидером СССР. Все сопровождалось арестами на самом высоком уровне. И параллели с режимом Путина, у которого тоже нет преемников, были очевидны. Не дай Бог россиянам даже смотреть на такие запретные фантазии! Будто на кастинге к продолжению «Смерти Сталина», российские публичные люди вдруг отреклись от токсического сенатора, плейбоя, который заманил их в свой внутренний круг роскошным и раскованным стилем жизни.
Бывший оперный певец, бывшая балерина, российская поп-звезда, известный журналист – все они либо выступали на семейных вечеринках Ашарукова, либо посещали их как друзья. А теперь каждый из них говорит, что не знал сенатора и никогда не слышал о нем. Вряд ли режиссер «Смерти Сталина» придумал бы лучшую сцену: Бастрыкин, который арестовал Ашарукова, и сам часто проводил время в его спа-отеле в Карачаево-Черкесии. В Следственном комитете РФ сказали, что фото Бастрыкина в отеле «не соответствуют действительности». А вот тот факт, что арест Ашарукова – это очередной поворот в борьбе за власть среди «силовиков» в России, вполне соответствует действительности. Однако, в отличие от ситуации несколько лет назад, теперь таких стычек было так много, что даже нет смысла выяснять, кто против кого воюет. Теперь, очевидно, все против всех. И участники борьбы перебегают с одной стороны на другую в зависимости от того, куда дует ветер.
Ашаруков был очень интересным игроком. Он близкий друг чеченского лидера Рамзана Кадырова. Его отец был исполнительным директором регионального подразделения «Газпрома» на протяжении многих лет. Возможно, никто никогда не узнает, кому Ашаруков перешел дорогу. Но точно можно сказать, что правоохранительные органы в путинской России – это инструмент власти. Они не стали бы расследовать убийства, которые чиновник якобы совершил еще в 2010 году, если бы это не означало устранить политического оппонента. И в этом вся печальная реальность, которая стоит за иногда комическими театрализованными широкими жестами режима Путина. Единственная хорошая новость в том, что мы, вероятно, увидим еще одну черную комедию о российских диктаторах в будущем. Было бы хорошо, если бы это произошло как можно скорее.
Аналитик Украинского института будущего Юрий Романенко и эксперт Владимир Стус анализировали, почему Россия больше всех пострадает от новой волны глобального кризиса.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook