В начале февраля 1992 года USS Baton Rouge, атомная подводная лодка из Лос-Анджелеса столкнулась с российской субмариной «Кострома» неподалеку от Мурманска. Baton Rouge наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Она также не обнаружила активные гидролокаторы «Костромы». Таким образом, ни одно из судов не использовало активные гидролокаторы, в то же время их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другую лодку на мелководье.
Об этом пишет The National Interest, передает ZN.UA.
Считается, что гидролокатор — это радар, который работает под водой. Тем не менее, вода является гораздо менее совместимой средой, чем воздух, даже для самых современных датчиков. И условия ветра, температурные колебания и звуки, отскакивающие от дна океана, могут резко ухудшить его производительность. При попытке обнаружить современные чрезвычайно тихие подводные лодки, даже несколько неблагоприятных факторов могут свести на нет и без того сложную задачу.
Поэтому подводная лодка, занимающаяся шпионажем поблизости порта приписки противника, может не заметить другую подводную лодку, идущую навстречу аж до самого столкновения. Такие последствия могут быть хуже, чем маленькая неприятность.
11 февраля 1992 года американская подводная атомная подводная лодка «Батон-Руж» из Лос-Анджелеса, скрывалась на глубине 20 метров у острова Кильдин, в 22 км от российского порта Мурманск. Советский Союз распался всего двумя месяцами ранее, однако флот США все еще старался внимательно следить за тем, что происходило с мощным военно-морским флотом России.
Точный характер шпионской деятельности подлодки «Батон-Руж» до сих пор не известен. Возможно, таковыми были записи звуков российских подводных лодок для последующего определения или тестирование разведывательных устройств. В 8:16, 110-метровая американская атомная подводная лодка «Батон-Руж» получила массивный удар снизу. В первую очередь был поцарапан корпус и пробиты балластные цистерны. Тем не менее, корпус американской подводной лодки не был поврежден.
Оказалось, что это «Кострома» B-276, российская ядерная быстроходная подводная лодка высшего класса, попыталась всплыть и попала под американскую субмарину. На скорости 13 километров в час корма русской лодки ударилась в брюхо американского корабля. Двухкорпусный титановый парус «Костромы» был частично разрушен под воздействием «Батон-Руж», и куски гидролокатора американской подводной лодки были позже обнаружены на ее поверхности.
Обе подводные лодки были предназначены для запуска крылатых ракет из торпедного аппарата, некоторые ракеты теоретически могли быть снабжены ядерными боеголовками. Однако Россия и Соединенные Штаты недавно согласились отказаться от таких боеголовок в соответствии с договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Поэтому, вполне вероятно, что на «Батон-Руж» таких боеголовок больше не было. Тем не менее, более серьезное столкновение могло нарушить реактор на судне и облучить подводные лодки и окружающие воды.
К счастью, подобного не произошло. «Батон-Руж» кружила вокруг и связывалась с другой подводной лодкой, чтобы убедиться, что она не нуждается в помощи, а затем оба судна вернулись в порт для ремонта.
Авария привела к одному из первых дипломатических инцидентов США с новым российским правительством, а государственный секретарь США Джеймс Бейкер встретился с Ельциным лично и заверил того, что Соединенные Штаты уменьшат количество разведывательных операций в российских водах. Однако уже в следующем году появилось сообщение о другом столкновении подводных лодок, на этот раз на Кольском полуострове.
Этот инцидент также выявил различия в определении понятия «международных вод». Соединенные Штаты следуют стандарту измерения двенадцати миль от ближайшего сухопутного массива. «Батон-Руж» была в соответствии с этим принципом. Однако Москва определила эти стандарты как протяженность двенадцати миль от линии, образованной двумя сторонами залива. Согласно такому определению, «Батон-Руж» нарушала территориальные воды России.
Субмарине «Батон-Руж» было всего семнадцать лет. Однако стоимость ремонта судна длиной 110 метров в сочетании с уже запланированными расходами на ядерную заправку была оценена как чрезмерная и лодка была выведена из эксплуатации в январе 1995 года. Однако «Кострома» была отремонтирована и возвращена в море в 1997 году и ходит по сей день. Русские моряки нарисовали на своей корме «победную» маркировку, чтобы отметить «поражение» «Батон-Руж».
Как такое вообще стало возможным? Некоторые статьи в прессе охарактеризовали случившиеся, как зашедшуюю слишком далеко игру в «кошки-мышки» между подводными лодками. Действительно, такие опасные игры были распространены между суднами противоборствующих стран и уже приводили к столкновениям в прошлом. Однако эта версия маловероятна, ведь подводная лодка может играть в «кошки-мышки», если она способна обнаружить другой корабль. А на мелководье поблизости от острова Кильдин вряд ли такое было возможно.
Українці можуть втратити пенсію: ПФУ назвав 4 причини
Українцям додадуть 2300 гривень до пенсії: хто може розраховувати на доплату
Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку
"Нова пошта" звернулася до клієнтів через заборонені посилки за кордон: важливі правила
Это связано с тем, что на мелководье ударными волнами создается, по меньшей мере, в десять раз больше фоновых помех для гидролокаторов, что сильно затрудняет распознавание почти бесшумного винта подводной лодки. Кроме того, даже обнаруженные сигналы будут отражаться от поверхности океана и прибоя, так что будет трудно их выявить среди фоновых помех.
Аналитик Евгений Мясников в 1993 году подсчитал, что диапазон обнаружения медленно движущейся подводной лодки высшего класса в такой шумной среде с использованием пассивных гидролокаторов, вероятно, составлял бы от ста до двухсот метров, или меньше, при условии ветреной погоды. Однако диапазон обнаружения, возможно и вовсе мог упасть до нуля, в случае приближения российской подлодки под дугой в шестьдесят градусов позади «Батон-Руж», у которой не было технической возможности заметить противника в таких условиях.
У российской подводной лодки также было бы мало шансов обнаружить более тихую американскую субмарину. Более мощные противолодочные датчики могли бы быть эффективными в подобных условиях только на расстоянии от трех до пяти километров, чего недостаточно, чтобы заметить «Батон-Руж». Подводные лодки могут также разворачивать буксируемые гидролокаторы, чтобы увеличить зону их действия, однако их трудно контролировать на мелководье и поэтому они не использовались во время инцидента.
На подводной лодке или на надводном корабле можно было также использовать гидролокаторы для запуска звуковых волн, которые способны отражаться от корпуса другого подводного корабля. На мелководье это может увеличить дальность обнаружения до нескольких километров. Однако при этом, платформа, где используется активный гидролокатор будет видна на поверхности.
«Батон-Руж» наверняка не использовала активные гидролокаторы, чтобы оставаться незамеченной. Использование активных гидролокаторов «Костромой» также не было зафиксировано. Таким образом, оба судна не использовали активные гидролокаторы, а их пассивные гидролокаторы, вероятно, были недостаточно сильными, чтобы обнаружить другого на мелководье. Это объясняет, почему подводные лодки длиной больше футбольного поля, могли столкнуться, не заметив присутствия друг друга.
Как свидетельствует тревожное столкновение в 2009 году французской подлодки «Триумфан», вооруженной ядерными ракетами с британской субмариной «Авангард», риски подводных столкновений между атомными подводными лодками и сегодня остаются вполне реальными.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook