Добыча нефти в России в скором времени начнет снижаться, а вместе с этим иссякнет и единственный надежный источник доходов федерального бюджета, сообщил в среду министр энергетики Александр Новак.

Об этом сообщает Ридус.

Международное энергетическое агентство полагает, что возможности России наращивать добычу нефти при нынешней технологической базе практически исчерпаны.

По расчетам МЭА, пик добычи в 11,74 млн баррелей в сутки Россия покажет в 2021 году, после чего объемы начнут падать, и к 2035 году производство нефти сократится в два раза.

По итогам 2018 года, российские нефтяные компании получат 553 млн тонн сырой нефти, к 2021-му году добыча выйдет на пик в 570 млн тонн. В 2035 году прогноз добычи составляет 310 млн тонн.

Причиной такого прогноза является постепенная деградация материальной базы нефтянки, истощение месторождений легкодобываемой нефти и, в последнее время, нарастающее технологическое отставание, так как западные санкции лишили Россию доступа к новым технологиям.

Помимо чисто количественного снижения объемов нефти, которую Россия сможет продавать на мировом рынке, это означает и ее удорожание, что делает российское сырье неконкурентоспособным.

Старший аналитик компании Vygon Consulting Мария Белова полагает, однако, что ситуация с российской нефтью не настолько катастрофична.

Что легкоизвлекаемые запасы нефти в России иссякнут еще при нашей жизни, это почти научный факт. Но останутся еще колоссальные запасы трудноизвлекаемой нефти, и приставка «трудно» не должна никого пугать, — сказала она ранее «Ридусу».

При нынешнем уровне развития нефтедобывающих технологий и транспортировочной инфраструктуры затраты на добычу и перекачку труднодоступной нефти выше, чем легкодоступной. Соответственно, у нефтедобывающих компаний на такой нефти ниже маржа.

России из-за санкций и особенностей геологии (более глубокое залегание нефтеносных пластов) сложнее добывать нефть, чем другим странам. Но посыпать нефтедобывающим компаниям головы пеплом все равно рано.

В течение лет двадцати, очень вероятно, появятся технологии, которые превратят нефть, считающуюся сегодня труднодобываемой, в легкодобываемую, на тех же самых месторождениях, сделают ее добычу более экономически целесообразной, — предвидит Белова.

Впрочем, далеко не все эксперты столь оптимистичны, как Мария Белова. То, на что «открывает глаза» Медведеву глава Минэерго, известно всем и каждому, и оттого, что Новак повторит это в энный раз, ситуация не изменится, говорит партнер консалтингового агенства RusEnergy Михаил Крутихин.

Популярні новини зараз

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

Показати ще

Снижение добычи нефти на два процента в год может начаться даже не в 2022, а уже в следующем году. Причины этого абсолютно объективные, и их невозможно исправить одними только денежными вливаниями, — сказал он «Ридусу».

Среди таких объективных причин Крутихин (и эксперты «Сколково», на которых он ссылается) видит выработку действующих месторождений и отсутствие новых, разработка которых имела бы экономический смысл.

Также объективно, у России существенно меньшие запасы нефти, чем числится в статистических данных — потому что из разведанных запасов (которые в самом деле колоссальные) технически извлекаемо не более трех процентов, указывает эксперт.

На сегодня доступные для перспективной разработки запасы нефти на территории РФ оцениваются некоторыми аналитиками в 42 млрд тонн (по данным доклада World Oil 2018−2050: World Energy Annual Report, основанного, в свою очередь, на исследованиях компании ВР).

При этом прогнозы Минэнерго РФ выглядят пессимистичнее, чем прогнозы BP (см. таблицу) — но они составлены еще до вступления в силу последних западных санкций, и поэтому не учитывают их влияние.

Чтобы извлекать труднообываемую нефть, надо не только строить инфраструктуру для разбросанных на огромных территориях месторождениях, но и применять новые технологии ее добычи, вроде гидроразрыва пласта.

Объективные причины в данном случае вступают в негативную синергию с причинами субъективного характера — но вторые ничуть не легче устранить, чем первые, указывает Крутихин.

Для того, чтобы не просто переломить тенденцию к снижению нефтедобычи, а хотя бы поддерживать его на текущем уровне, нефтяникам нужны деньги. Это понятно, но политическое руководство страны не может давать им деньги безоглядно — потому что для этого придется отнимать их у кого-то другого. А общественное мнение очень негативно относится к любым попыткам помогать «бедствующим» нефтедобытчикам за счет других отраслей, — говорит эксперт.

Для устранения обоих пластов проблем — объективных и субъективных — Россия должна привлекать в нефтяную отрасль иностранные технологии и иностранные инвестиции. Ни то, ни другое невозможно до тех пор, пора Россия находится под западными санкциями, снять которые не могут ни Александр Новак, ни Дмитрий Медведев.

После введения санкций в 2014 году технологическая база российской нефтедобывающей отрасли полностью остановилась в развитии, соглашается замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

Доля принципиально новых разработок упала с 30% в 2011 году до ноля в 2016-м. В первую очередь это касается производства платформ для бурения и добычи на шельфе, — сказал он «Ридусу».

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook