Украина с каждым годом наращивает экспорт услуг — по данным Госслужбы статистики, за год (квартал к кварталу) продажа «мозгов» и «рук» выросла на 5% и по итогам I квартала 2018 года в 2,5 раза превысила импорт услуг.

Но при этом у нас хронический «минус» в экспорте товаров, которых по итогам квартала в стране куплено на $2,2 млрд больше, чем продано за рубеж. Экономисты говорят, что экспорт услуг продолжит рост в этом году, но в 2019-м может смениться падением из-за окончания договора с РФ на транзит газа в Европу, пишет Сегодня.

Транспортный сервис составляет по деньгам половину в экспорте и почти четверть (23%) в импорте, причем по экспорту здесь имеем падение на 3,5%.

Как разъяснил нам президент Украналитцентра Александр Охрименко, причина в том, что РФ стала меньше транспортировать через Украину газа в Европу, а также, построив Керченский мост, ограничила нам перевозку грузов по морю из Мариуполя, это металлопрокат и руда. Теперь их больше возят по железной дороге. Зато востребованнее становятся наши IT-специалисты, швеи, обувщики, химическая и картонно-бумажная промышленность, которые из давальческого сырья выпускают продукцию на экспорт.

Именно по этой причине в топ-5 стран-импортеров услуг папала не только Россия (транзит топлива и грузов в ЕС), но и США, Великобритания (IT-услуги) и Германия (легпром и химпром). Среди импорта услуг пока превышают экспорт курортный сервис и госуслуги — необходимые траты на содержание посольств и консульств, участие Украины в международных организациях. Что касается экспорта деловых услуг, прежде всего консалтинговых, то Охрименко пессимистичен: по его мнению, это банальное отмывание денег.

Эксперты уверены: наибольшую перспективу имеют IT-услуги, чему поспособствовало подписание Ассоциации с ЕС.

«Наши программисты — это уже мировой бренд, с ними хотят сотрудничать, так как они просят меньшие деньги за услуги аналогичного качества, чем иностранные программисты, — анализирует Охрименко. — Будет нарастать и доля услуг по переработке материальных ресурсов. Открывают Украину и интуристы, а значит есть надежда на прирост туристических услуг».

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин согласен с этим, но отмечает, что доля услуг по-прежнему небольшая в общем объеме внешней торговли, так как составляет в ней всего около 20% и не может перевесить «минус» по экспорту товаров (–$2,2 млрд только за 1-й квартал 2018 г). Прежде всего речь идет о покупаемых нами энергоносителях, а также об автомобилях, электронике, бытовой технике и других товарах с высокой добавленной стоимостью. Переломить эту тенденцию в ближайшие годы вряд ли удастся. Также специалисты прогнозируют снижение доли экспорта транспортных услуг из-за того, что в январе 2019 года закончится договор о транзите газа в ЕС между РФ и Украиной.

«Пока сложно сказать, сколько газа через нас будет идти в 2019-м, но ясно, что намного меньше, чем сейчас», — сказал нам Пендзин.

А Охрименко утверждает, что Украина мало использует свои возможности страны-транзитера:

«Мы могли бы обеспечить транзит в Европу вдвое большего количества грузов по суше. В этом заинтересованы Китай и страны Юго-Восточной Азии, но мешает конфликт с РФ».

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook

Популярні новини зараз

У Києві - гострий дефіцит водіїв маршруток: готові дати житло та бронь від армії

Електроенергія знову дорожчає: як це вплине на тарифи на світ для українців

В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада

Помер народний депутат України

Показати ще