{advert=1}
«Мы приветствуем вас в Македонии, колыбели цивилизации», — такой СМС-кой встречают здесь приезжих. Аэродром и автострада носят имя Александра Великого, один из крупнейших отелей — это Aleksander Palace, а стадион назван в честь отца Александра — Филиппа II Македонского.
Посреди центральной площади Македонии стоит огромная 22-метровая статуя воина на коне. Она также представляет легендарного властителя Македонии, который 2,5 тысяч лет тому назад завоевал греков, а потом создал империю, протянувшуюся от Средиземного моря до Индии. В самом городе подобных памятников наберется несколько десятков. Кроме Александра они представляют собою других античных вождей, царей и национальных героев.
Памятники, а также стилизованные под античные строения здания учреждений, театров и музеев возникают в рамках программы «Скопье 2014», которую реализует премьер-националист Никола Груевский. Таким образом он хочет привлечь в Македонию туристов, поставить на ноги обветшалую столицу, а македонцев наполнить гордостью за свое государство и его многовековую историю. А заодно и утереть нос грекам.
С момента получения Македонией независимости в 1991 году Скопье и Афины бьются за историю. Обе страны приписывают себе право на македонского завоевателя Александра Великого. И хотя речь идет о замшелой древности, у этого вопроса есть далеко идущие последствия. Уже 20 лет Греки не соглашаются на существование государства под названием Македония, утверждая, что так называется регион в Северной Греции. И они обвиняют Скопье в том, что оно желает его отсоединения.
Поэтому в дипломатии вместо названия «Македония» принято использовать FYROM (аббревиатура от английского «Бывшая Югославская Республика Македония»). Европейские дипломаты напрасно предлагали компромиссные названия страны, например, «Северная Македония», «Горная Македония» или «Республика Македония-Скопье». Но эти предложения отвергалои или греки или македонцы.
И последствия для Скопье вполне серьезны. В апреле 2008 года казалось, что на саммите НАТО в Бухаресте Македония будет принята в альянс. Но в последний момент Афины воспользовались правом вето. Его же Греция использует и по вопросу вхождения Македонии в Евросоюз. Скопье уже с 2005 года имеет статус кандидата, но все никак не может начать переговоров по вхождению в союз.
Премьер-министр Груевский и его министры и слышать ничего не хотят об изменении названия государства. — В этом нет никакого смысла. Мы могли бы это обсуждать, если бы греки предъявили бы какие-нибудь осмысленные аргументы, но обвинение нас в том, что мы заримся на их землю, просто абсурдно. Мы не изменим названия страны, — говорит глава македонской дипломатии Никола Поповский.
Македонские журналисты жалуются, что этот спор является удобным прикрытием для властей. В опубликованном в середине октября докладе Еврокомиссия предъявила македонскому правительству недостаточность реформ судопроизводства, общественного управления и отсутствие свободы слова. После же публикации этого документа взбешенные политики обсуждали вовсе не реформы, а лишь то, что в докладе, чтобы не дразнить Грецию, ни разу не использовали слова «македонский».
— Пресса бессильна. Когда журналисты пытаются критиковать правительство в том, что оно не занимается более серьезными проблемами, чем название государства, их тут же начинают обвинять в предательстве, — говорит Дарко Алексов из продемократической организации МОСТ.
Другая журналистка рассказывает, что когда редакторы оппозиционных газет пошли на прием в греческом посольстве, то власти обвинили их в коррупции — якобы в обмен на подыгрывающие Афинам статьи Греция обещалась впускать их без виз.
{advert=2}
Похожим образом использовали этот многолетний конфликт и греческие политики. Пугая общественность македонцами, они пытаются отвести внимание от финансового кризиса, безработицы и болезненного сокращения бюджета.
Українці щодня демонструють свій незламний дух - Трюдо
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Неофициально говорится, что программа «Скопье 2014» поглотит пол миллиарда евро (официальных данных правительство не предоставляет). В этой стране это огромная сумма, тем более что в Македонии безработица составляет 30%. Люди ропщут, что вместо того, чтобы зря тратить деньги на памятники, правительство должно начать залатывать дыры на дорогах или ремонтировать школы и больницы.
Неуступчивую позицию правительства по вопросу названия страны поддерживает половина македонцев, а другая половина считает, что можно и уступить грекам, если от этого будет зависеть вступление страны в ЕС и НАТО. Почти каждый четвертый македонец проводит свои отпуска на греческих курортах.
Источник: СМИ2