Довольно резкое повышение курса доллара на прошлой неделе заставило всех поволноваться. Неужели так быстро начали сбываться прогнозы правительства об ослаблении гривни, обозначенные в проекте госбюджета на 2018 год?
Обычно сезонные скачки курса доллара наблюдаются в начале осени и перед Новым годом, а в промежутке между этими пиками доллар, наоборот, дешевеет. Но в этом году что-то пошло не так, пишет Сегодня. С 22 ноября курс доллара стал расти. 26,6… 26,7… 26,8…
В пятницу, 24 ноября, к закрытию межбанковского рынка котировки составляли 26,87 грн/долл. (покупка) – 26,9 грн/долл. (продажа). В понедельник на межбанке курс традиционно немного упал (утро началось с курса покупки 26,85 грн/долл., а к концу дня было уже 26,82 грн/долл.). Но на наличном курсе это незначительное укрепление гривни не сказалось никак: в банках и обменниках в понедельник доллары принимали в среднем по 26,7 грн, а продавали – по 26,95 грн.
А вот курс евро на межбанке был совсем не «понедельничным». Т. е. он не только не понизился ни на копейку, по сравнению с вечером пятницы, но даже наоборот: рванул сразу на несколько пунктов вверх. В пятницу межбанковский рынок закрылся при ценах евро 32,02/32,06 (покупка/продажа). В понедельник торги открылись котировками 32,04/32,07 грн за евро. Закончился понедельник, правда, небольшим удешевлением евро – до 32,03/32,05 грн. Наличный курс евро был выше пятничного на 14-20 копеек.
Между тем, эксперты-экономисты не считают ситуацию экстраординарной, напоминая, что расчеты государственного бюджета на текущий, 2017 год производились из расчета 27,5 грн/долл. Так что нынешний курс доллара даже ниже прогнозных величин. И вряд ли достигнет запланированной цифры до Нового года – это приятный сюрприз для всех украинцев «под елочку».
«В бюджете заложен среднегодовой курс 27,5 грн за доллар. Многие корпорации планировали свою деятельность, исходя из этого курса, и бюджетные показатели ориентировались на этот показатель. Сейчас курс гораздо ниже. Так что, даже если гривня упадет до 27,5, она тем самым просто достигнет расчетных макропоказателей бюджета. А вот после 27,5 уже будет повод говорить о том, что Нацбанк не удержал валюту. Но я думаю, что этот показатель даже не будет достигнут в этом году», – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Среди причин, которые позволили гривне удержаться на достойном уровне, эксперт называет в первую очередь международные займы и выгодное размещение ценных бумаг.
«Валюта может крепчать только в растущей экономике. А в падающей экономике валюта всегда будет иметь тенденцию к падению. Но вопрос – почему она в Украине падает не так быстро, как прогнозировалось? Основная причина, на мой взгляд, – это нормальный, даже где-то позитивный платежный баланс Украины в этом году. Нам удалось разместить на 3 млрд ценных бумаг на Западе под довольно выгодные условия. Что, естественно, и психологически, и по балансу способствует стабилизации валюты. Понятно, что эта стабилизация носит искусственный характер и подкрепляется только кредитами, но не экономикой. Тем не менее, я не вижу каких-либо рисков для того, чтобы курс до конца года был выше 27 грн», – говорит эксперт.
Руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило дает сходный прогноз, называя, впрочем, несколько иные причины.
«Сейчас мы сталкиваемся уже с началом периода предновогодних колебаний гривни. Не думаю, что до конца года будут какие-то серьезные проседания украинской валюты. Предпосылок для этого нет. Но укрепления я тоже не ожидаю. Гривня будет дрейфовать где-то в границах 27 грн/долл. Возможно, чуть перешагнет за эту отметку. Многое зависит от того, какой будет монетарная политика, как Минфин будет вести себя с бюджетными расходами в конце года», – говорит Жалило.
Среди причин нынешнего состояния валюты Жалило называет адаптацию курса к инфляции, ухудшение торгового баланса (экспорт-импорт) и психологический фактор.
«Мы еще в начале года прогнозировали, что девальвационный тренд может начаться с осени. Потому что сформировался ряд предпосылок для этого. Во-первых, это связано с общим изменением цен. В Украине в этом году активизировались инфляционные процессы, и курс не может не адаптироваться к инфляции, если не происходит каких-то структурных изменений, а их не произошло. Вторая предпосылка – это влияние сальдо внешней торговли. В Украине активизировался рост импорта как реакция на рост потребительского спроса и активный инвестиционный спрос. Соответственно, это ухудшило торговый баланс, и это ухудшение не было должным образом проиндексировано, потому что не наблюдается приход иностранных инвестиций», — отметил эксперт.
Третий фактор, по его словам, – психологический.
Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників
Північнокорейського генерала поранено внаслідок українського удару Storm Shadow по Курській області, - WSJ
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
«Третий момент носит психологический характер. У людей были довольно высокие девальвационные ожидания, основанные на ускорении инфляции. А потом эти ожидания были подкреплены, когда правительство обнародовало проект бюджета на 2018 год, озвучив там курс 30 грн за доллар», – отметил Жалило. Напомним, в Минфине, и в НБУ уверяют – этот курс не является прогнозом, потому следует воспринимать его исключительно как технический показатель, взятый для расчетов ради создания «подушки безопасности».
Но есть, по словам эксперта, и встречные тренды: «Когда наступают периоды ежеквартальной или ежегодной уплаты налогов – а это месяц в конце квартала, месяц в начале года – обычно растет предложение на валютном рынке, и это укрепляет гривню. В эти периоды субъекты экономики, которые откладывали возврат валюты в страну – потому что ожидали девальвации или по каким-то другим соображениям – вынужденно конвертируют валюту в гривню».
«Мы видим, что девальвационный тренд пошел с сентября. Потом, во второй половине октябре – начале ноября, гривня начала укрепляться, что было связано с ввозом валюты в страну. Сейчас эта волна прошла, зато наступают предновогодние ожидания. Поэтому девальвационный тренд опять возобновился», – объясняет Ярослав Жалило.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook