Уже несколько лет Россия проводит политику агрессивного вмешательства в жизнь стран, являвшихся членами Восточного блока. Ясно, что Москва хочет расширить свое влияние и ослабить ЕС.
Однако почему в этом участвуют страны, бывшие «жертвами» России?» — задается вопросом Борис Калноки в немецкой газете Die Welt, сообщает InoPressa.
«Есть один момент, который показывает, насколько развита «историческая амнезия» в Венгрии», — пишет автор, ссылаясь на слова Петера Креко, директора венгерского аналитического центра «Политический капитал». Аналитик обращает внимание на «таинственное соглашение между Венгрией и Россией об обмене государственными тайнами», отмечая, что «это лучший пример для того, чтобы показать, насколько сильное влияние Россия снова приобретает в странах Восточного блока».
«То, что страна-участница НАТО признает легальным обмен государственными тайнами с Москвой, привело альянс в замешательство», — говорит Петер Креко. Соответственно, правительство Виктора Орбана уже несколько лет пользуется низким доверием, особенно со стороны американцев, «хотя премьер-министр Венгрии рассматривает именно военное сотрудничество с Америкой как сферу, в которой венграм есть что предложить американцам», отмечает Борис Калноки. Как ни парадоксально, но венгры поддерживают Америку даже там, где «нужно дать отпор России — например, в военных учениях в Прибалтике». И, тем не менее, Венгрия относится к тем странам, «которые великодушно предоставляют России возможности для реализации ее стремления к увеличению сферы влияния», — подчеркивает журналист.
Как передает издание, растущее влияние России в Восточной Европе беспокоит и ЕС. Так, среди прочего, Брюссель волнует «большая игра российского президента Владимира Путина на Балканах и в странах бывшего Восточного блока».
Автор статьи рассуждает: «Относительно понятно, что мотивирует Россию: Путин хочет распространить свою власть на Европу, одновременно ослабив ЕС и НАТО. И, вместе с тем, он осуществляет политическое возвращение в те страны, которые когда-то находились под военным влиянием Москвы».
«Гораздо менее понятно, что заставляет некоторых бывших «жертв» российской силовой политики послушно открывать сегодня дверь Путину», — продолжает автор. Журналист уверен: «Ответ на этот вопрос во многом связан с деньгами и коррупцией».
«Самым верным вассалом России на Балканах» автор называет Сербию, которая хочет вступить в ЕС, но не желает «ставить на карту хорошие отношения с Москвой и финансовую поддержку со стороны России». Такие «танцы на канате» не приблизят Сербию к вступлению в ЕС, уверен журналист.
Также, по мнению автора статьи, попытка скрытого участия в организации путча в Черногории показала, что «Россию мало что может напугать при реализации ее интересов в регионе».
Однако, отмечает автор, у России нет шансов в Польше и Прибалтике: «там настолько боятся Москвы, что вряд ли даже приоткроют дверь России для ее попыток расширить свое влияние».
«Чехия, Словакия и Венгрия закрывают глаза на свои страхи из прошлого, пытаясь заработать деньги вместе с Россией и с ее помощью», — делает вывод журналист. Так, венгерский премьер-министр Виктор Орбан «пытается получить максимальную экономическую выгоду из сотрудничества с Россией, при этом не спровоцировав окончательный разрыв отношений с Америкой».
«При всем недоумении касательно добровольного сближения жертв с бывшим агрессором, нельзя отрицать идеологической близости между странами, — отмечает автор в заключение. — Польша, Венгрия, Чехия и Словакия иногда чувствуют себя ближе к Москве, чем к Брюсселю, который отдаляется от них своими идеями, например, о распределении квот на беженцев».