{advert=1}
В американском Конгрессе начинаются обсуждения нового законопроекта, направленного, по сути, на введение экономических санкций против Китая. Проект вызывает большие опасения у конгрессменов и представителей бизнеса, а Пекин уже выступил с нотой протеста. Суть предлагаемых мер заключается в том, чтобы признать финансовую политику Китая по отношению к курсу юаня скрытым субсидированием экспорта. По американским законам это автоматически приводит к введению пошлин на китайские товары. Авторы законопроекта считают, что Пекин намеренно занижает курс своей национальной валюты, выигрывая тем самым преимущество в международной торговле. Сторонники документа полагают, что юань сейчас торгуется по ставкам на 40% ниже его реальной стоимости.
«Мои коллеги — как демократы, так и республиканцы — считают, что осознанными действиями Китай девальвирует свою валюту, и это дает его товарам несправедливое конкурентное преимущество на рынке. Это вредит нашей экономике. Это стоит американцам рабочих мест», — цитирует агентство Reuters лидера большинства от Демократической партии в Сенате Гарри Рейда.
За обсуждение законопроекта в Конгрессе проголосовали 79 сенаторов против 19. Теперь его рассмотрение пройдет в обеих палатах. Однако, несмотря на впечатляющую поддержку, продемонстрированную конгрессменами, законом всерьез обеспокоена немалая часть бизнеса. Как пишет Voice of America, представители 50 отраслевых групп накануне прошедшего голосования поставили свои подписи под обращением в Сенат, в котором призвали парламент не принимать проект, чтобы не вызвать ответных реакций со стороны Китая.
«Если мы предпримем что-либо в одностороннем порядке, мы поставим под угрозу отрасли, производящие экспортируемые в Китай товары, а, значит, и рабочие места в этих отраслях», — уверен эксперт по вопросам торговли вашингтонского Института Като Дэн Айкенсон.
{advert=2}
Пекин с ответом не замедлил. Во вторник, 4 октября, внешнеполитическое ведомство Китая опубликовало на сайте правительства сообщение, в котором заявило, что «выступает категорически против» принятия этого закона. По мнению китайских властей, Вашингтон «под предлогом валютного дисбаланса» пытается принять протекционистские меры в области торговли, что нарушает правила Всемирной торговой организации (ВТО).
«Китайская сторона призывает США отказаться от протекционизма и не политизировать торгово-экономические вопросы, чтобы создать благоприятную среду для развития китайско-американских экономических и торговых отношений», — цитирует телекомпания Al Jazeera официального представителя МИД КНР Ма Чжаосюя. Власти Китая также отмечают, что юань хоть и медленно, но растет в стоимости: с 2005 г. он подорожал примерно на 30%. Что же касается законопроекта, то его можно воспринять как попытку препятствовать принятию суверенных решений Пекина.
Вопрос правомерности обсуждаемого в Конгрессе закона с точки зрения норм ВТО пока остается открытым. Белый дом до сих пор не высказал свою позицию по предлагаемым мерам. В понедельник официальный представитель ведомства Джей Карни заявил, что Белый дом изучает проект, оценивает его эффективность и то, насколько он укладывается в международные обязательства США. Однако он отметил, что президент Барак Обама разделяет цели, которые преследует документ.
Стоит отметить, что споры среди американских политиков и конгрессменов насчет китайского юаня ведутся уже не первый год, причем неопределенность сохранялась и при прошлых попытках протолкнуть этот законопроект. В 2010 г. он был принят в Палате представителей, где большинство составляют члены Республиканской партии, которая традиционно выступает за свободную торговлю. Из 435 членов палаты за проект проголосовали лишь 99 республиканцев, а остальные голоса за него отдали демократы. Однако тогда закон не одобрил Сенат, где, как ни странно, большинством обладает как раз Демократическая партия.
В этом году, похоже, сторонников у проекта прибавилось. По данным агентства Reuters, в нижней палате Конгресса его уже готовы поддержать более 200 конгрессменов, тогда как для принятия достаточно 218, а обсуждения еще даже не начались. Тем не менее, лидер республиканского большинства в нижней палате представителей Эрик Кэнтор, который в прошлом году голосовал против, пока не торопится высказывать свое мнение на этот счет. Он заявил, что было бы «любопытно» дождаться все-таки позиции Белого дома и получше ознакомиться с законопроектом на грядущих обсуждениях.
Эффективность закона в случае его принятия будет зависеть уже от реакции Пекина. Сторонники проекта уверяют, что введение пошлин на китайские товары пополнит бюджет более чем на $250 млрд. и даст почву для создания дополнительных рабочих мест. Однако противники закона полагают, что даже если оградить внутреннего производителя от конкуренции с китайцами, страна может больше потерять на собственном экспорте, если КНР ответит аналогичными мерами.
Прочитав та засуджую
Після розмови із Сі Цзіньпіном Трамп оголосив несподіване рішення
Погрози Патрушева про зникнення України: британські розвідники розкрили справжні наміри Кремля
В Україні скасували понижувальні коефіцієнти до частини пенсій: кого торкнеться
В 2010 г. именно возможные ответные меры со стороны Пекина стали главным сдерживающим фактором для Вашингтона. В своем выступлении на Капитолийском холме министр финансов Тимоти Гайтнер заявил тогда во время слушаний, что США нуждаются в растущем китайском рынке больше, нежели Китай — в американском: «Китай импортирует и потребляет гораздо больше товаров из Соединенных Штатов… Объем экспорта американских товаров в Китай растет гораздо более высокими темпами, чем объем экспорта в торговле с остальным миром».
{advert=3}
Остроту проблеме придает не только шатающаяся в последнее время американская экономика. В последний момент, избежав дефолта в августе, американская финансовая система потом не раз подвергалась критике, но кардинальных перемен так и не произошло. Наиболее подходящим моментом для смелых и прорывных решений американская элита может избрать именно сегодняшнее время, когда внутренняя политика страны закипает в преддверии выборов 2012 г.
По материалам KM.RU