На протяжении последних месяцев Россия вела себя сравнительно сдержанно в Донбассе. По крайней мере, она избегала таких эскалаций, как в Иловайске в 2014 году или в районе Дебальцево в 2015 году.
«Вместо этого Кремль, который стоит за конфликтом в Украине, считает, что лучше сегодня делать ставку на военные действия низкой интенсивности», — пишет в статье для немецкого издания Focus научный сотрудник киевского Института евроатлантической интеграции Андреас Умланд, передает ZN.UA.
По его мнению, Кремль преследует ряд целей. С одной стороны, он старается меньше привлекать внимание Запада, делая вид, будто российско-украинский конфликт заморожен. С другой — неинтенсивные, но еженедельные перестрелки должны отравлять атмосферу в украинском обществе, особенно в восточных областях. Если эта стратегия сработает, эти части Украины погрузятся в устойчивую экономическую, социальную и психологическую депрессию, что может подготовить почву для их будущего захвата Россией.
И это не худший сценарий. Известный российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр указывает на нынешнее вооружение и развертывание сил российской армии, а также на инфраструктурные проекты вблизи украинской границы. По его мнению, это может быть признаком подготовки не заувальованого, а открытого вторжения России в соседнюю страну.
Западу следует отреагировать и не позволить Москве решиться на такую эскалацию. К примеру, Брюссель мог бы дать понять, что готов ввести эмбарго на импорт российской нефти, которая поставляется через трубопроводы в ЕС, если дело дойдет до продвижения российских войск вглубь украинской территории. Россия столкнется с проблемой продажи сибирской нефти в Европе. В свою очередь, европейцы относительно легко смогли бы перейти на арабскую или любую другую нефть, которую можно поставлять танкерами.
«Однако самым доступным способом снятия напряженности в Восточной Европе является повышение безопасности Украины с помощью более активной политической, военной и экономической поддержки Киева», — замечает эксперт.
США могли бы оказать поддержку Украине и Грузии, наделив их так называемым статусом «основного союзника США вне НАТО». Этот и другие шаги будут способствовать не только усилению безопасности в Украине, но и положительно скажутся на экономическом развитии страны.
«Международная вовлеченность увеличит влияние Запада в стране и сделает ее более привлекательной для международных инвесторов», — добавляет автор.
Все это может стать предпосылкой восстановления территориальной целостности Украины и постепенного сокращения напряжения в отношениях Киева и Москвы.