С 1 сентября 2017 года в полном объеме начнет действовать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Среди прочего, в IV разделе Соглашения есть требования о внедрении в нашей стране системы контроля помощи, которую оказывает государство различным субъектам хозяйствования (ст. 262-267 главы 10).

Об этом пишет UBR.ua

Конечная цель такого контроля — не допустить искажения здоровой экономической конкуренции. Ведь любая помощь государства или за счет местных ресурсов теоретически может создать преимущества при производстве каких-товаров или ведении определенных видов деятельности.

В исполнение этих требований, со 2 августа 2017 года вступил в силу закон «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который наделил Антимонопольный комитет Украины правом контроля всех видов госпомощи предпринимателям.

В частности, АМКУ будет получать и рассматривать все сообщения о новой и существующей госпомощи, а также определять, какие меры по поддержке бизнеса могут считаться допустимыми. Например, АМКУ вправе принять решение о временном или полном прекращении незаконной госпомощи и ее возвращении.

По информации АМКУ, формы государственной помощи могут быть самые разные. Прежде всего, это прямые бюджетные субсидии и кредиты, а также предоставление госгарантий по кредитам. К госпомощи также относятся разнообразные налоговые льготы и отсрочки платежей, списание долгов и штрафов, а также другие виды финансовой или материальной помощи.

«Государственная помощь является недопустимой для конкуренции, если иное не установлено законом», — указано в соответствующей презентации АМКУ.

То есть государство может в отдельных случаях нарушать конкуренцию там, где это даст максимальный эффект для развития страны и общества. Например, в решении какой-то конкретной проблемы. Тогда такая помощь называется допустимой.

Чтобы определить, является та или иная мера государственной помощью, антимонопольщики отвечают на шесть вопросов. Если ответ на все положительный, то помощь признается подлежащей контролю. Вот они:

Поддержка оказывается за счет государственных ресурсов?
Помощь предоставляется субъекту хозяйствования?
Она оказывается выборочно?
Получает ли предприятие какие-то преимущества в результате?
Действует ли государство как «частный инвестор»?
Влияет ли такая поддержка на конкуренцию (торговлю)?

Поэтому, как рассказал старший юрист юридической фирмы Астерс Сергей Глущенко, все распорядители государственных ресурсов, которые уже оказывают или только инициируют предоставление государственной помощи, обязаны проинформировать АМКУ о программах поддержки. Конечный срок подачи таких уведомлений — 2 августа 2018 года.

Информацию можно представить сразу в электронной форме. Для этого АМКУ уже создал «Портал государственной помощи», где кроме единого реестра всех видов помощи от государства будет также реестр решений АМКУ, реестр открытых дел и прочая информация.

По словам специалистов юридического бутика ADS Legal Group, специализирующегося в области антимонопольного права, закон требует информировать Антимонопольный комитет о госпомощи, которая предоставлялась на протяжении предыдущего финансового года. Изменения условий уже предоставляемой помощи также подлежат фиксации в реестре.

Популярні новини зараз

Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України

Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Показати ще

Передавать информацию обязаны как органы власти, местного самоуправления так и органы административно-хозяйственного управления и контроля (предприятия, объединения или другие лица, которым делегированы полномочия органов власти).

А также юрлица, действующие от их имени, уполномоченные распоряжаться ресурсами государства или местными ресурсами и инициируют или предоставляют государственную помощь.

«Получатели госпомощи не обязаны информировать АМКУ о ее получении», — рассказал Сергей Глущенко.

В то же время, по словам юриста, получатели могут быть достаточно тесно вовлечены в процесс. Например, распорядители ресурсов могут обратиться в АМКУ с ходатайством о проведении предварительной консультации по правильности составления уведомления. И для этого привлечь к консультации получателя помощи, чтобы тот представил сведения и пояснения, которые требуют технических, финансовых и других специальных знаний, касающихся госпомощи. Кроме этого, АМКУ для принятия мотивированного решения может сам запрашивать информацию у получателя помощи.

Как отмечают в ADS Legal Group, законом о государственной помощи не регулируется, в частности, предоставление госпомощи в таких сферах, как первичное с/х производство, рыболовство, производство оружия и снаряжения для нужд обороны.

По словам Сергея Глущенко, не является госпомощью деятельность, связанная с инвестированием в объекты инфраструктуры с применением процедур госзакупок (при условии, что эти закупки осуществлены в полном соответствии требованиям закона «О публичных закупках»), а также предоставлением услуг общего экономического интереса (в части компенсации обоснованных затрат на оказание таких услуг). Соответственно, государственная помощь в вышеуказанных сферах не требует уведомления АМКУ.

Старший юрист практики антимонопольного права ЕПАП Украина Оксана Франко отмечает, что без уведомления АМКУ допускается государственная помощь для обеспечения потребителей социально важными товарами, а также возмещение вреда в случае чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

«Не требует уведомления и увеличение финансирования по действующим программам помощи, если такое увеличение не превышает 20%», — рассказала Оксана Франко.

Кроме того, по словам юристов, можно не информировать АМКУ о незначительной новой помощи. Таковой считается помощь одному субъекту, совокупный размер которой не превышает 200 тыс. евро на протяжении трех лет. Только если это не касается поддержки экспортных операций или преимущественного использования отечественной продукции.

В то же время по итогам года уведомлять АМКУ о незначительной госпомощи распорядители все равно обязаны.

«Если помощь оказывается физическому лицу либо неприбыльной организации — такая мера также не является госпомощью», — уточнили в ADS Legal Group.

Со своей стороны, АМКУ имеет право проводить мониторинг государственной помощи и в случае получения информации о незаконной господдержке комитет проводит проверку.

Оксана Франко рассказала, что если распорядитель ресурсов не уведомил АМКУ о поддержке бизнеса, то ему присылается письменное требование подать информацию в 30-дневный срок. Невыполнение этого требования грозит штрафом в размере 1% дохода (выручки) от реализации продукции за отчетный год.

«Существует большой риск, что вместо распорядителя ресурсов АМКУ проинформируют конкуренты получателя помощи, подав соответствующую жалобу», — отмечает Франко.

По словам Сергея Глущенко, основные риски лежат на получателях государственной помощи. В частности, если окажется, что новая помощь оказана незаконно (то есть без уведомления АМКУ или после уведомления, но до его решения о допустимости такой помощи), комитет вправе инициировать расследование такой госпомощи. Если в результате этого расследования АМКУ признает государственную помощь недопустимой для конкуренции, она будет подлежать прекращению и возврату получателем.

«Возвращение госпомощи не является штрафом, а направлено исключительно на то, чтобы восстановить ситуацию, которая существовала до оказания незаконной государственной помощи. Также предусмотрена возможность требовать возврата государственной помощи в случае ее нецелевого использования», — рассказали в ADS Legal Group.

Как сообщает АМКУ на своем сайте, положение о порядке возврата государственной помощи в настоящее время разрабатывается.

По словам Оксаны Франко, в случае невозврата помощи, АМКУ может обратится в окружной административный суд с соответствующим иском.

«В европейской практике есть случаи такого возврата. Более того Еврокомиссия принимает решения о возврате госпомощи, даже если это грозит банкротством получателю такой помощи», — рассказала юрист.

По словам Сергея Глущенко, АМКУ не может требовать возврата незаконной государственной помощи после 10 лет со дня вступления в силу нормативно-правового или распорядительного акта, на основании которого предоставлялась такая помощь или же если получатель госпомощи ликвидирован в законном порядке.

Пока, по словам юристов, никаких проверок предприятий АМКУ не проводит.

«Информации о самостоятельных проверка предпринимателей со стороны АМКУ я еще не встречал, но тут все зависит от количества случаев получения субъектами хозяйствования именно новой госпомощи», — рассказал UBR.ua юрист юридическо-консалтинговой компании «Де-юре» Александр Гун.

По его словам, варианты избегания наказания станут ясны тогда, когда начнется правоприменительная практика, прежде всего судебная.

«Как пример, чтобы вообще избежать контроля, можно привести схему, когда большой объем госпомощи дробится на суммы до 200 тыс. евро на несколько субъектов хозяйствования (например, на тендерах)», — посоветовал Гун.