Войцех Балчун в Украине столкнулся с непривычным для него укладом и с понятиями «смотрящие» за бизнесом и «хозяева».
Об этом глава ПАО «Укрзализныця» рассказал в интервью Лига.net.
«То, что я увидел, повлекло когнитивный шок. Если сравнивать с работой подобных компаний в Польше и странах Западной Европы, здесь система работает на 100% иначе: другая корпоративная культура, ментальность, традиция и совершенно другое правовое устройство. Для иностранца, попавшего в такую действительность, это чрезвычайно сложно».
«Через несколько недель после начала работы я понял, что общественное мнение на моей стороне и болеет за мои результаты. С другой стороны, многие хозяйственные круги внутри и за пределами УЗ выступили против», – добавил Балчун.
Как отметил Балчун, примерно через два месяца работы он начал понимать, как функционирует система: «Этим людям важно было защитить собственные интересы… Мы столкнулись с очень сложной ситуацией даже в самых, казалось бы, прозаических и простых вопросах».
По словам чиновника, в ведомстве говорили, что назначение рокера на должность ошибка, и что его «скоро не будет» там – и потому сложно было осуществлять изменения.
Также Балчун отметил, что без большинства в правлении невозможно брать ответственность, а в правление взяли двух экспертов, предложенных им, – Марека Залесного и Иренеуша Василевски.
«Поскольку я предложил в правление двух своих экспертов, кто-то решил, что нужно добавить в правление людей, чтобы не потерять контроль над УЗ. В какой-то момент состав правления увеличили до 9 членов. Благодаря поддержке премьер-министра нам все-таки удалось сохранить правление в составе 7 членов. Но все равно люди, которые приняты по моей рекомендации, – это только два члена правления», – сказал чиновник.
«После попытки расширить состав правления была попытка еще одного удара по нам. Ее цель – ограничить наши возможности по найму директоров и начальников. Таким образом, с одной стороны у нас спрашивали, где реформы, а с другой – пытались ограничить возможности принимать решения. Такая ситуация продолжалась до декабря 2016 года», – заявил Балчун.
Тогда было согласование на уровне наблюдательного совета. «Мы получили возможность действовать в соответствии с уставом. С этого момента мы начали принимать такие решения, которые были довольно эффективными». – рассказал он.
На вопрос, навязывали ли ему людей в правление или на топ-должности в УЗ, Балчун ответил дипломатично: «Если бы мне позволили сделать корректировку в составе правления, я бы это сделал».
«Когда я сюда приехал, я столкнулся с двумя понятиями, которые до конца еще не изучил. Смотрящие – это первое, и второе – это когда говорят, что в Украине у всех есть свои хозяева. Для меня это странная ситуация», – заявил поляк.
«Когда я вижу, что заключения одного из топ-директоров фирмы не до конца соответствуют интересам фирмы. То есть он до определенного времени работал хорошо, на пользу УЗ, но когда решения нарушают интересы кого-то третьего — он оказывается не на стороне УЗ. Такой подход шокирует», – сказал Балчун.
Банки та обмінники відмовляються приймати 100 доларів: українцям вказали на причини
У Польщі гостра нестача водіїв: скільки платять і як влаштуватися на роботу
В Україні заборонили популярну розвагу в ресторанах
Російський газ: "Турецький потік" досяг позначки у 100 млрд кубів газу
«В Польше, особенно в крупных госкомпаниях, также существуют разного рода неформальные связи. Но все же редко бывает, чтобы человек открыто выступал против интересов фирмы, в которой он работает. Потому что он осознает, что за это ему угрожает уголовная ответственность. В этом заключается принципиальная разница между двумя системами», – заявил он.
Балчун сказал, что не встречался с Владиславом Лебедем, Станиславом Лесниковым и Сергеем Шутом, не слышал об Андрее Алеше, которых СМИ называли «смотрящими» за УЗ.
Он признался, что в его кабинете висит картинка из интернета о коррупционных связях в УЗ: «Я не могу до конца идентифицировать роль указанных там господ и способ их влияния на фирму. Я могу только заботиться о том, чтобы все процедуры, связанные с закупкой товаров, заказами, проводились максимально прозрачно и объективно».
«У нас в компании проводят проверки СБУ, у нас есть департамент безопасности, работает КРУ, у нас постоянный контакт с прокуратурой, НАБУ. Это их компетенция. Я уже говорил, что я не буду прокурором», – заявил он.
Балчун считает, что когда в набсовет «Укрзализныци» войдут независимые члены из международных кругов, «элемент политического влияния на УЗ будет меньше, хотя оно, конечно, полностью не исчезнет».