Евромайдан и российская аннексия Крыма превратила Украину на популярную тему для СМИ. Кроме того, война России против соседней страны также вызвала огромную волну академических и аналитических материалов об Украине. Таких публикаций было больше 300 с 2014 года. Все эти научные и экспертные оценки используют пять основных подходов, четыре из которых упускают ключевые причины российской агрессии против Украины.

Об этом в статье для Atlantic Council пишет старший научный сотрудник канадского Института украинских исследований Университета Альберты, политолог Тарас Кузьо, передает ZN.UA.

Он замечает, что так называемые левые и правые реалисты склонны обвинять Запад в начале войны. Они называют конфликт «гражданской войной» между русскоязычными и украиноязычными гражданами. Они убеждены, что Москва «имеет право» на Крым, обвиняют НАТО, ЕС и США в распространении демократии, которое якобы спровоцировало Владимира Путина, и советуют украинцам отказаться от интеграции с Европой. Ученые из сферы международных отношений, в свою очередь, сосредотачивают внимание на геополитических соревнованиях между Западом и Россией. Они склонны рассматривать Украину как объект торгов.

Исследователи в сфере безопасности анализируют советское и КГБистское происхождения нынешних правителей России, рассматривают режим Путина как «милитократию» во главе со спецслужбами. Они пишут о культуре ЧК и КГБ, которой пропитана путинская система, нацеленная на продвижение антизападной ксенофобии. Этой системе нужны «маленькие победоносные войны», чтобы устоять.

Эксперты по вопросам российской армии сосредоточиваются на гибридной, информационной и кибернетической войне России против Украины, Европы и США. Эта группа исследователей критикует планы Путина отстроить новый «союз», а также его экспансионистскую, агрессивную политику.

«И только небольшая группа сосредоточилась на русском самодержавном национализме и национальной идентичности как движущем факторе путинских войн, учитывая на критическую важность этих идеологий. И большинство членов этой группы — эксперты по вопросам Украины. Причина всего этого понятна: большинство экспертов, которые изучают посткоммунистический мир — русисты. И они смотрят на мир с москвоцентричной точки зрения», — пишет Кузьо.

Русисты проанализировали картинку войны, используя москвоцентричний подход и российские источники информации. Мало кто из них посетил Украину, особенно восточную его часть и фронт. А еще меньше из них знают украинский язык. Украина, по мнению Кузьо, за пределами зоны комфорта таких экспертов. Но будучи «экспертами» в вопросах всего постсоветского пространства, они убеждены, что каким-то образом понимают Украину. Русисты опубликовали много замечательных книг, в которых раскрывают биографию и образ мышления Путина. Но не многие из этих работ обращают внимание на русский самодержавный национализм и российские взгляды на украинцев. А следовательно была пропущена мимо внимания ключевая движущая сила кризиса, который разразился сейчас.

«Таким образом, русисты попали в ту же ловушку, что и советологи в последние годы существования СССР, когда проигнорировали национальный вопрос в Советском Союзе и не смогли предвидеть неожиданный распад советской империи», — говорится в статье.

Российские взгляды на Украину давние, широко принятые режимом Путина и даже оппозицией, и они не изменятся быстро. Русский самодержавный национализм и национальная идентичность рассматривают Украину и украинцев в четыре способа.

Во-первых, Путин неустанно повторяет, что украинцы и русские — якобы «один народ». С этой точки зрения, украинцы, так же как и беларусы, — это лишь ответвление русского народа и часть «ближнего зарубежья» — мифа, который берет начало со сталинской выдумки о «дружбе народов». С этой точки зрения правильной судьбой для украинцев будет оставаться в так называемом «русском мире», а не сближаться с Европой.

Второй концепт заключается в том, что российская идентичность основана на языке и культуре. Путин на заседании совета НАТО-Россия в Бухаресте в апреле 2008 года сказал, что все русскоязычные люди — это и есть русские. Российские националистические диссиденты в СССР, известный российский писатель Александр Солженицын и Путин одинаково верят, что восток и юг Украины, а не только Крым, якобы несправедливо были «присоединены» к Украине большевистским лидером Владимиром Лениным.

Третий подход — Украина не по-настоящему суверенная страна. Она якобы «искусственное образование, навязанное изнутри украинскими олигархами-евреями, а снаружи — США и ЕС». «Влияние советского антисионизма (который на самом деле всегда был антисемитизмом) продолжает распространяться российскими марионетками, которые заявляют, что лидеры Евромайдана замаскировали свое еврейское происхождение. Путин и россияне верят, что украинский народ хочет жить в союзе с Россией, но олигархи и западные злодеи не дают им это сделать», — говорится в статье.

Четвертый подход берет начало из взглядов Путина и его друзей по ФСБ, которые были сформированы во времена «застоя» в СССР. Эти убеждения были сформированы мифом о «Великой отечественной войне», а также новым культом Сталина. Но путинские представления о «ВОВ» и советском диктаторе идут в разрез с тремя десятилетиями десталинизации, которая началась в украинской диаспоре в 1983-м и распространилась в советской, а после и независимой Украине.

Популярні новини зараз

Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України

"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру

Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни

Українцям оприлюднили тариф на газ з 1 грудня: скільки коштуватиме один кубометр

Показати ще

«Сегодня большинство россиян верят, что Сталин был великим лидером, в то время как большинство украинцев убеждены, что он был тираном, а Голодомор 1933 года считают геноцидом», — пишет Кузьо. Все эти основополагающие элементы русского национализма и национальной идентичной сформировали мышление Путина относительно Украины. Их в основном игнорируют западные эксперты и политики. Но без осознания того, как Путин и его подчиненные смотрят на соседние страны, международное внешнеполитическое сообщество никогда не поймет войну, которую Россия ведет против Украины с 2014 года, а также причину, почему она будет продолжаться в ближайшем будущем.