Влияние России в Ливии «крепнет с каждым днем», пишет политический обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Ульрих Шмид.
Об этом сообщает InoPressa.
Несколько дней назад председатель правления государственного нефтяного концерна «Роснефть» Игорь Сечин и глава ливийской нефтяной компании NOC Мустафа Санала подписали в Лондоне соглашение о сотрудничестве: компании изучат возможности разведки и добычи нефти. Также «Роснефть» взяла на себя обязательство покупать у Ливии нефть в будущем году, однако точное количество пока неизвестно.
«В целом, в последнее время Россия придерживается явно выраженной наступательной нефтяной стратегии», — подчеркивает журналист. Пару недель назад она сменила Саудовскую Аравию в роли крупнейшего мирового производители нефти, а в декабре приобрела долю на месторождении «Цор» у египетского побережья. Теперь она «обозначает свои стратегические интересы в Ливии — стране, обладающей крупнейшими запасами нефти в Африке», говорится в статье.
«В принципе, Россия просто вспоминает старые традиции,- комментирует журналист, отмечая, что Москва инвестировала денежные средства в Ливию еще при Каддафи. — В настоящее время она пытается спасти то, что еще можно спасти». В свою очередь, для Ливии, которая после свержения Каддафи погрузилась в хаос, «нынешняя сделка — не что иное, как шанс снова начать получать валютные доходы».
«Лоббистом» России в Ливии, как пишет Шмид, является самопровозглашенный «фельдмаршал» Халифа Хафтар, выступающий противником премьер-министра так называемого правительства национального единства и протеже ООН Фаиза Сараджа. Хафтар был воспитанникам Каддафи, но затем стал его врагом. Долгое время он прожил в США и имел — а возможно, имеет и сейчас — хорошие контакты с ЦРУ.
«В прошлом году Хафтар взял под контроль большинство нефтеналивных портов на Средиземном море, и с тех пор президент Путин проявляет к нему неприкрытый интерес», — продолжает Шмид. Хафтар приезжал в Москву в конце 2016 года, а также участвовал в видеоконференции с Москвой на борту авианосца «Адмирал Кузнецов», который тогда находился у побережья Ливии. Разумеется, во всех этих переговорах речь шла о нефти.
«Между тем имеются подозрения, что за соглашение с «Роснефтью», затеянное ей самой, Хафтара наградят вооружением. Но доказательств этого нет, и Россия постоянно это отрицает», — заключает автор.