По итогам 2016 года государтвенное ПАО «Укргаздобыча» увеличило свои прибыли в три раза, однако добычу газа увеличило лишь на 0,5%, несмотря на то, что тезис о наращивании Украиной собственной добычи природного газа активно использовался для обоснования повышения стоимости газа для населения.
Об этом в своей статье для Зеркала недели пишет директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко. По его словам необходимость поднятия цен на газ объяснялась, среди прочего, радикальным повышением закупочной цены на газ украинской добычи.
«В энергетике вершиной схем стала так называемая формула «Роттердам плюс» с привязкой цены угля к его цене в порту Роттердама. Обоснованием было то, что это очень по-европейски, обеспечивает независимость от поставок угля из неконтролируемых зон, а также предсказуемость, прозрачность и прочая, и прочая. На практике все вылилось в банальное повышение цен на донецкий уголь», — говорится в статье.
Как указывает автор, приставка «плюс» в «роттердамской» формуле означает оплату транспортировки топлива из Нидерландовв в Украину, хотя в действительности уголь оттуда никто не возит. «Поначалу чиновники невнятно обещали, что эту сумму на транзит скорректируют, введя ренту на уголь, но с ней в парламенте как-то совсем не сложилось. Так что деньги идут в чистый доход участников схемы. Печерск, судя по полному отсутствию реакции (уже почти год), тоже не в обиде», — указывает обозреватель.
Маскалевич подчеркивает, что диверсификацией закупок топлива в Украине никто не занимается. Поставки угля из ЮАР постоянно падали, достигнув в нынешнем году нулевого показателя. «Были тихонько отменены даже анонсированные ранее закупки (угля из ЮАР – ред.) этой весной. Зачем, если в ОРДЛО можно купить дешевле, а продать по «международной» цене? Благо, с той стороны не чужие люди, а часто многолетние партнеры по бизнесу», — указывает он. По словам автора, на линии разграничения, несмотря на боевые действия, все это время велась активная торговля. Даже при недавнем обострении под Авдеевкой в нее направлялись эшелоны из «ЛНР».
«Между прочим, претензии тому же Ринату Ахметову (владельцу большинства ТЭС) предъявить сложно. Прелесть «Роттердам плюс» в том, что никто и не требовал никакой диверсификации — людям просто подбросили денег. Несколько миллиардов гривен без малейших обязательств по их использованию», — заключает Маскалевич.
Напомним, ранее генеральный прокурор Юрий Луценко поручил провести проверку деятельности Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В частности – относительно обоснованности установленных цен на газ и работы формулы «Роттердам плюс».