Об этом в авторской статье на «Хвиле» «Картина маслом: Мир. 2010-е. Угрозы. Энергетика» пишут Алексей Комаров и Юрий Романенко.

В течение последнего десятилетия спрос вырос на 10.8 Mbpd, из них Китай добавил 4.6 Mbpd, Ближний Восток 2.8 Mbpd, Индия 1.1 Mbpd, в то время как Западная и Центральная Европа сократила на 0.8 Mbpd, Северная Америка на 0.2 Mbpd. Все больший % мировой торговли энергоресурсами приходится на развивающиеся страны, импорт Китая и Индии растет особенно быстро, с 5% в 2000 г. до 18% в 2010 г.

«В результате мы уже наблюдаем борьбу за энергоресурсы на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, подчас сопровождаемую кровопролитными конфликтами», — пишут авторы.

{advert=1}

В этом плане примечательны интервенции или их попытки стран западного блока в отношении государств Ближнего Востока и Магриба, Африки, Латинской Америки богатые нефтью. Кроме хрестоматийного примера Ирака, жертвами такого интереса стали ЦАР, Судан, Ливия и другие страны. Также наблюдается особый интерес США и Европы в отношении Ирана, стран Каспийского бассейна, России.

«Все более широкое использование военно-политических инструментов в отношении стран «углеводородного мяса» напрямую связано с исчерпанностью традиционных инструментов доминирования и управления западными ТНК в этих странах», — указывают они.

По мнению авторов статьи, существует несколько инструментов доминирования западных ТНК в странах богатых энергетическим сырьем:

— Прямое участие в капитале. Использование этого инструмента постоянно уменьшается из-за национализации месторождений нефтедобывающими государствами и создание национальных нефтяных компаний (ННК). Пример: Потеря Exxon месторождений в Саудовская Аравии (1973-1980) и в Венесуэле (1976).

— Соглашение о разделе продукции (СРП). Применяется в случае если капитальные затраты на освоение месторождения слишком высоки или требуется опытный технологический партнер. Наиболее широко СРП применяются в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.

— Монополизация переработки нефти. В этом случае ТНК избегают строительства НПЗ в добывающих странах. Классическим примером такого подхода является Иран, вынужденный экспортировать сырую нефть и импортировать нефтепродукты. Например, импортный бензин обеспечивает 32% потребления Ирана.

{advert=2}

— Торговля нефтью только за долларах и замораживание нефтедолларов в суверенных фондах. Фактически свобода действий этих суверенных фондов ограничена. Например, Катарскому суверенному фонду, контролирующему дубайского оператора портов DP World, было отказано в праве приобретения шести портов в США. Зато нет никаких ограничений на покупку казначейских бумаг США и «бумажных» финансовых инструментов. Еще одним красноречивым примером такого подхода является Ливийский инвестиционный фонд, который потерял 98.5% из $1.3 млрд. активов в управлении инвестиционного банка Goldman Sachs и 72% из $1 млрд. допэмиссии акций банка Société Générale.

— Коррупция. Покупка нужных решений. Этот подход хорошо раскрыт в книге Перкинса «Исповедь экономического убийцы». Сейчас этот инструмент используется в Ираке, где расходную часть бюджета изымают подрядчики из США (Halliburton, Blackwater и т.д.) через раздутые цены на свои услуги. Таким образом доходы от экспорта нефти, которые формально получает бюджет Ирака, до граждан не доходят и оседают у компаний-подрячиков.

Популярні новини зараз

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться

Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще

— Организация переворота с последующим включением всех вышеуказанных инструментов.

«Однако, в последние годы ситуация значительно изменилась, поскольку появился новый мощный игрок — Китай, с которым ТНК все сложнее конкурировать. КНР имеет деньги, технологии и дешевую рабочую силу, что позволяет предлагать конкурентные условия участия в разработке углеводородных богатств третьего мира», — отмечают авторы.

{advert=3}

«В этом свете интервенция в Ливию, раздел Судана стали индикаторами, демонстрирующими желание Запада защитить свои интересы силовым путем, поскольку прежние инструменты практически не работают. По сути, происходит возврат к жестким методам колониальной политики образца XIX века, когда доступ к закрытым рынкам сбыта и источникам сырья осуществлялся с помощью военной силы. Показательно, что в конце XIX века именно слабость старых централизованных держав Западной Европы (Великобритании, Франции) толкала их к формальному колониализму как методу защиты своих интересов от притязаний растущих конкурентов (Германии, США). Так и в наше время, силовые акции США и Европы являются свидетельством не силы, а слабости, их неспособности быть конкурентоспособными в рамках модели, которая обеспечила их доминирование последние 200 лет», — резюмируют авторы.

Более детально с проблемой энергетических угроз для Украины и мира вы можете ознакомиться здесь