Медицина и образование остаются теми отраслями в Украине, где в большей степени укоренилась практика дачи взяток.
Об этом заявила сегодня на пресс-конференции директор фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива Ирина Бекешкина, сообщает корреспондент Укринформа.
«В значительной степени недооценено значение рядового украинца в том, что коррупция остается у нас такой распространенной, причем распространена она там, где действуют не высокие чиновники, а население. Это в первую очередь медицина, где почти 60% отметили, что им приходилось давать какие-то взятки. Это образование, особенно среднее, где почти половина населения имела опыт коррупционных практик», — сказала Ирина Бекешкина.
Она добавила: в высшем образовании произошли определены позитивные изменения, там на 5% меньше стало коррупционных практик, хотя коррупция остается на высоком уровне. «С 30% она снизилась до 25%. Но это означает, что у каждого четвертого, не будем говорить, что полностью купленный диплом, но там явные нелады с уровнем образования», — подчеркнула социолог.
В то же время, по ее словам, только 15% студентов подтвердили, что взятки с них требовали. А 2/3 тех, кто взятки давал, честно сказали, что инициатива шла от них, потому что проще дать взятку, чем выучить.
«Т.е. нельзя сбрасывать со счетов инициативные взятки — когда люди считают, что это просто нормальный способ решения проблем. Половина взрослого населения Украины допускает собственную привлеченность к коррупционным действиям в том случае, когда им это выгодно. И гораздо меньше — 37% — декларируют полную неприемлемость для себя коррупционных практик. При этом интересно, что чем младше респондент, тем больше он допускает приемлемость для себя решать проблемы таким путем», — заметила Бекешкина.
Социолог также сообщила, что в настоящее время участились случаи вымогательства взяток для получения кредита, ссуды в государственном учреждении. Среди тех, кто обращался, рост с 7% до 21%. Выросли коррупционные практики в приватизации, владении и пользовании землей, оформлении земли в собственность, при обращении к судебной системе и государственным нотариусам.
В то же время существенно уменьшилось количество фактов коррупции во время контактов с представителями вузов, налоговой службой, с полицией, с органами призыва на военную службу. «В 2011 году 26% констатировали коррупционные практики, в 2015-м — 15%. Во время войны 15% — это тоже не так мало, но все-таки там стали брать меньше», — констатировала Бекешкина.