Об этом заявил «Хвиле» руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук, комментируя переговоры украинского руководства с главой КНР Ху Цзиньтао об установлении и развитии стратегического партнерства между двумя странами.
Как известно, нынешние переговоры между руководством Украины и КНР стали дальнейшим продолжением визита Виктора Януковича в Китай в прошлом году, а также, кроме прочих двусторонних мероприятий, и прошлогоднего заседания Межправительственной Китайско-Украинской координационной комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества, которое открыло серьезные перспективы для будущего сотрудничества между двумя странами. В частности, по итогам указанного заседания стороны подписали соответствующий протокол о сотрудничестве. Перспективы такового украинская сторона оценивает как положительные и рассчитывает уже к 2013 г. достичь объема товарооборота между Украиной и Китаем по экспорту продукции военного назначения в 1,20 млрд. долларов (то есть за три ближайших года – 1,2 млрд, тогда как, по данным Минпромполитики, за 8 последних лет эта сумма в общем составила 1,5 млрд долл). Таким образом, Китай может стать партнером номер один для Украины в сфере военно-технического сотрудничества уже в ближайшей перспективе.
В то же время, по мнению Дмитрия Тымчука, Киев должен обязательно учитывать устоявшееся «реноме» Китая как любителя незаконного копирования иностранных образцов вооружений и военной техники, которые добываются в т.ч. и в рамках военно-технического сотрудничества. В частности, эксперт приводит примеры копирования украинской техники – например, авиационной. В настоящее время ВВС Китая имеют на вооружении самолеты Y-7 и Y-8 – это модернизированные копии украинских Ан-24 и Ан-12БК разработки «Антонова». В июне 2010 года вспыхнул скандал: мировые СМИ сообщили, что Китай собрал прототип своего первого палубного истребителя четвертого поколения J-15, скопировав его с российского Су-33. Копия российского истребителя была собрана на основе одного из первых его прототипов — Т10К, купленного Китаем у Украины в 2005 году. Китайский самолет оснащен складным крылом — такая технология ранее стране была недоступна. После того как J-15 будет запущен в серию, самолеты будут базироваться на китайском авианосце Shi Lang (бывший «Варяг», который покупался у Украины в виде плавучего развлекательного центра, а в итоге становится единицей китайских ВМС).
В то же время, по словам Дмитрия Тымчука, украинские оружейники в целом понимают опасность передачи в Китай не только технологий, но и образцов вооружений, а равно узлов и агрегатов с тем, что в КНР могут заняться их копированием. Так, в начале августа 2010 года председатель совета директоров украинского предприятия по строительству авиадвигателей «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что у предприятия есть твердый контракт с Китаем на приобретение двигателей АИ-222 с форсажной камерой для упомянутого выше китайского учебно-тренировочного самолета L-15. «Контракт предусматривает опцию на поставку 200 моторов, но этого не будет. Они будут стараться сделать двигатель сами», — сказал тогда Богуслаев. При этом он подчеркнул, что «Мотор Сич» выступает категорически против передачи технологии производства двигателей в Китай.
«Не совсем, конечно, понятно, почему с 6 поставленных двигателей нельзя снять копии, а с 200 можно, но это такое. Главное – украинские производители понимают непростые правила, по которым можно играть с китайскими партнерами с тем, чтобы не остаться в убытке», — отмечает Тымчук. В то же время, по его словам, украинская власть в попытке продемонстрировать большую дружбу с Китаем, вполне может пренебречь мерами предосторожности, и в итоге нанести этим огромный экономический ущерб нашей державе.