Сейчас Россия проводит крупнейшие военные учения за несколько десятилетий, заставляя тревожиться наших шпионов и аналитиков.
Она ведет жестокую войну в Сирии, используя беспомощность западной дипломатии. Насилие в Украине усилилось, унеся жизни многих людей на протяжении этого месяца. Россия «бомбит» страны Запада включая Швецию и Финляндию своей пропагандой.
Она пытается подорвать наши выборы похищенными документами и клеветой», — пишет на страницах The Times журналист The Economist Эдвард Лукас. Он добавляет, что Митт Ромни был прав, когда в 2012 году, будучи кандидатом в президенты США от республиканцев, назвал Россию «геополитическим врагом номер один» для Америки. Когда он это сказал, даже его советники по внешней политике были потрясены. Нет ничего плохого в том, чтобы быть «ястребом», но тогда это прозвучало как паникерство. Но на самом деле слова Ромни ним не были. «Кремль может сделать то, чего мы не можем. Он терпит экономическую боль, рискует и нагло врет о том, что делает. Его цель не править миром, а разрушить порядок на основе правил, который после Холодной войны позволил нам жить в безопасности и свободе», — пишет обозреватель. Он добавляет, что нынешний мировой порядок нравится всем на Западе.
Ведь все споры решаются переговорами. Маленькие страны имеют право голоса во всех событиях. Большие страны не могут делать все, что заблагорассудится. Короче говоря, «сила» не равно «праву». «Россия презирает эти правила. Она убеждена, что они несправедливо заключены и лицемерно воплощаются. Мир после 1991 года переделанный в пользу победителей, которые уничтожили СССР и ограничили Россию.
С точки зрения Кремля, продолжается мрачная экзистенциальная борьба, в которой Россия может победить только тогда, когда Запад ослабнет. Игра стоит свеч. С нашей точки зрения, напряжение с Россией – это только местная проблема. Другие беды, такие как экономика, миграция, климатические изменения, значат значительно больше», — говорится в статье. Невероятно, но сейчас те, кто наблюдают за Россией, смотрят на нее наиболее четко за все время с дня падения Советского Союза. Она кажется незначительной в мире, если посмотреть на ее ВВП, инновации или культуру. Это лишь страна с провальной авторитарной клептократией, которую подпитывает пропаганда и военные авантюры. Путин провалил задачи по модернизации и диверсификации экономики.
Политическая система – «фарс, основанный на трагедии». Власть сильно централизована и сосредоточена в руках его старых друзей по КГБ, личных охранников и других прихвостней. «Ни один соперник не представляет такую большую угрозу для Запада. Россия добивается успеха лишь потому, что она проявляет волю и оппортунизм. Она использует слабость, но корчится от силы», — пишет Лукас. Он считает, что лучшим ответом со стороны Запада было бы придерживаться своих ценностей, усиливая свои правила и процедуры. Это означает, например, перекрыть России каналы для отмывания денег и укрепить оборону союзников НАТО в Восточной Европе.
Но сейчас, в лучшем случае, принимаются полумеры. Из поля зрения Запада почему-то выпадает то, что Кремль вторгся и захватил части территории Украины два года назад, бросив вызов европейским границам и нарушив фундаментальные принципы порядка в Европе после 1991 года. Американские и европейские санкции может и умерили амбиции Путина в Украине, но запрет финансовых транзакций между его друзьями и перекрытие высокотехнологичных инвестиций в энергетическую индустрию не отправили экономику России в пике. Также это не подорвало внутренние властные круги и не заставило их паниковать. Одной из причин, почему это не произошло, была готовность западных банков помочь Кремлю обойти санкции.
К примеру, у Deutsche Bank появились проблемы, когда The New Yorker разоблачил то, как банк помогал богатым людям России выводить миллиарды долларов с помощью так называемых «зеркальных соглашений». Этот старый трюк предполагает использование подставных компаний для покупки и продажи одних и тех же акций под разными юрисдикциями. Банк получает комиссию, а деньги пересекают границы так, что их нельзя отследить. Россия также чувствует, что политическая воля Запада в вопросе санкций слабеет. Сейчас канцлер Германии Ангела Меркель заставляет ЕС придерживаться общей позиции.
Но такие страны, как Италия, Франция и Словакия сомневаются в необходимости давить на Россию. Британия, которая обычно была ярым сторонником санкций, теперь выпадает с европейской дипломатии. А администрация Барака Обамы хочет договориться с Россией по Сирии. Автор добавляет, что ближайшие месяцы будут чрезвычайно опасными. Если Хиллари Клинтон победит на выборах в США, Россия предстанет перед администрацией в Вашингтоне, которую считает жаждущей поставить ее на колени. Клинтон относится с отвращением к российскому президенту и насмехается над его поведением в стиле «мачо». Ни ей, ни ее советникам не нравятся чрезвычайно мягкие подходы Белого дома во главе с Бараком Обамой и Госдепартамента под руководством Джона Керри.
Но Клинтон не переедет в Белый дом до января. Если Путин за это время сможет изменить факты на местах, то есть начать жесткие торги по Сирии, заставить Украину пойти на унизительное политическое решение с российскими марионетками на востоке или разрушить доверие стран Балтии к НАТО, тогда у него появится шанс на победу.
Источник: ZN.ua