25 лет назад после семи десятилетий советского господства и трех сотен лет подчинения России, Украина провозгласила независимость. Это произошло после того, как на референдуме 90% жителей проголосовали за самостоятельное государство. Тогда каждый украинский регион, даже на 60% населенный этническими русскими Крым, поддержал независимую Украину. Но новая страна сразу же оказалась перед огромными проблемами.
Об этом в статье для Atlantic Council пишут бывшие послы США в Украине Джон Хербст, Стивен Пайфер и Уильям Тейлор, передает ZN.UA.
Было не понятно, отделится ли русофильский восток от проевропейского запада. Или же Украина сможет развить национальную идентичность, которая будет учитывать региональные различия? Не менее важной была и ее способность порвать с постсоветскими элитами, создать крепкую демократию и рыночную экономику. Никто не знал, сможет ли украинская независимость де-юре стать де-факто.
«Мы активно работали над политикой в отношении Украины и России в середине 90-х годов. Оглядываясь, можно сказать, что некоторые наши озабоченности тех времен были преувеличены. Пресловутая «Оценка национальной разведки», которую составило ЦРУ, предвещала, что Украина может развалиться на две. Теперь очевидно, что это была ошибка. Украинские политики, несмотря на многочисленные свои промахи, смогли в целом справиться с различиями во взглядах жителей востока и запада», — пишут дипломаты.
Они добавляют, что Украина также смогла избавиться от своих «демонов нетерпимости» из недалекого прошлого. Антисемитизм и сложные отношения между украинцами и поляками характеризовали жизнь в Украине веками. Сегодня диалог украинцев с этническими евреями и поляками стал характеристикой реальности в стране. Поэтому в 2014 году выдумки Москвы о том, что якобы «фашисты-антисемиты» пришли к власти в Киеве, были для всех очевидным бредом. За последние два года украинские националистические политики-радикалы не достигли никакого успеха.
К сожалению для Украины и народа России, президент Владимир Путин начал проводить политику растущего авторитаризма дома и империализма за рубежом. Это стало главным вызовом для Киева. В определенной степени, Путин сделал ставку на плохой анализ ЦРУ за 90-е годы, когда начал свою скрытую войну против Украины в Донбассе. Нежелание большинства россиян и русскоязычных украинцев в регионе восставать против Киева объясняет, почему Кремлю пришлось отправлять свою регулярную армию в августе 2014 года и феврале 2015-го, чтобы сохранить так называемые «ДНР» и «ЛНР». На самом же деле оккупация Крыма и война в Донбассе только усилили украинское самосознание и патриотизм, которые двигают страну в сторону Европы и подальше от империалистической России.
«Когда подконтрольные России силы боевиков начали двигаться на запад от Донецка весной 2014 года, обозреватели предсказывали, что Украина не имеет причин или желания их остановить. Но в июне 2014 года новоизбранный президент Петр Порошенко начал такое сильное противодействие, что только регулярная армия России могла его остановить. С того времени Киев, по сути, загнал Москву в тупик», — пишут бывшие американские послы, замечая, что это важное достижение Украины.
Однако они добавляют, что не все в нашей стране «усыпано розами». Со времен провозглашения независимости Украиной руководили хорошо образованные, настроенные на реформы политики. Коррупция характеризовала политическую и экономическую системы, из-за чего экономический рост был очень медленным. В Украине действует очень активное и дальновидное гражданское общество, которое заставляет важные изменения происходить. Однако, даже несмотря на это, прогресс очень медленный и неравномерный. Оранжевая революция, казалось бы, обещала проведение реформ. Но если президент Виктор Ющенко и придерживался демократических стандартов правления, он не начал бороться с коррупцией.
Авторы пишут, что Евромайдан и выборы после него привели к власти больше настроенных на реформы людей, чем когда-либо за украинскую независимую историю. Новое правительство смогло добиться серьезных изменений. Но коррупция до сих пор остается большой проблемой. Если бы не агрессия Кремля, у Украины были бы более сильные позиции для продвижения нужных реформ. Однако ей приходится иметь дело с обоими вызовами сразу.
«США должны помочь в этом. Демократическая, реформированная Украина, которая сохраняет свою территориальную целостность и политическую независимость, входит в интересы Америки. Вашингтон оказывал серьезную поддержку Украине на протяжении 25 лет и должен продолжить это делать, но при этом давить на Киев, заставляя его предпринимать шаги, нацеленные на построение сильной и гибкой страны. Украинский успех важен не только для украинцев, но и для стабильности и безопасности Европы во всех смыслах, что было главной политической целью США с конца Холодной войны», — говорится в статье.