Через два года после российского вторжения в Украину и оккупации Крыма войска НАТО начали проводить больше учений в Восточной Европе и планировать защиту в случае внешней агрессии.
Однако военное командование встревожено тем, что если войска альянса готовы быстро действовать, главы правительств в странах-участницах — совсем наоборот, пишет Financial Times, передает ZN.UA
«Это один из уроков войны в Украине. Быстрый ответ зависит от двух вещей. С военной стороны она зависит от способности действовать быстро. Но для этого также нужна и скорость политических решений», — цитирует издание командира ОВС НАТО по вопросам трансформации Дениса Мерсье.
Чтобы отправить войска для отражения внешней агрессии нужное решение Североатлантического совета – руководящего органа альянса. Однако такие решения обычно принимаются через консенсус. А в условиях гибридной войны, когда события очень неоднозначны, этот процесс обещает быть очень долгим и сложным. К примеру, поиск консенсуса в вопросе ответа на российскую оккупацию Крыма в 2014 году или после уничтожения малайзийского лайнера MH17 длились слишком долго.
«Мы можем отправить войска за 24 часа. Но только после того, как Североатлантический совет прикажет», — объяснил Мерсье. Он добавил, что невоенные угрозы, такие как кибератаки, где часто не понятно сразу, кто злоумышленник, создают новое измерение сферы компетенции НАТО.
«Теперь перед нами сценарии, когда порог кризиса не очевиден, среди которых гибридные сценарии с негосударственными или тайными игроками», — сказал генерал.
Издание пишет, что политики теперь пытаются подготовиться к принятию решений в случае гибридных угроз. Когда министры обороны стран-участниц собираются на рабочие обсуждения, они проводят также симуляции вспышки конфликтов.
В феврале, например, министры обороны НАТО были закрыты в комнате с реалистичными данными о гибридном нападении на Литву, которое сопровождается кибератаками на главные сети страны, блокадой войсками России порта в Клайпеде и массовыми протестами, которые организовали агенты Москвы тайно. Симуляция позволила министрам обороны НАТО осознать слабость сбора данных разведки. Появилась очевидная потребность переосмыслить процесс сбора, обработки информации и принятия решений на ее основе.
Вторжение России в Украину показало, что сообщения в соцсетях, если их правильно проанализировать, могут предоставить все необходимые для военных данные в разы быстрее.
«Военное командование работает над новым концептом, который мы предложим НАТО. Он будет опираться на предыдущий стратегической оценке ситуации на основе несекретной информации. Если мы будем так делать, мы сможем охватить значительно более широкий диапазон параметров», — сказал Мерсье.