До сих пор учебники по экономике как правило описывали индустриальный уклад 18-20 столетий. Сегодня мы в 21 веке являемся свидетелями и участниками развития постиндустриального уклада. Рассмотрим рамочные условия постиндустриальной экономики.
1. Свобода. Основным продуктом постиндустриальной экономики являются нематериальные продукты, основным компонентом которых стала информация. Для эффективности работа с информацией нуждается в свободе распространения, без границ и барьеров. Эффективная экономика наиболее полно удовлетворяет интересы людей. При этом только свободный человек может максимально полно реализовать свои интересы, поскольку сам их определяет. В этой связи свобода информации является главным условием эффективности реализации прав человека на самостоятельное определение и удовлетворение своих интересов. В информационную эру технологические инновации позволяют преодолеть информационный барьер асимметричности доступа к информационным ресурсам. А свобода информации и общественных отношений благоприятствует развитию информационных технологий.
2. Возрастающая отдача. Работа с материальными факторами, как природными, так и промышленными, связана с убывающей отдачей. Чем больше мы производим и потребляем материальных продуктов, в рамках существующего производственного уклада, тем меньшей потребительской ценностью и большей производственной себестоимостью они обладают. Но все иначе с нематериальными продуктами. Потребляя информационные продукты, мы лишь увеличиваем их потребительскую ценность за счет сетевого эффекта. Чем больше пользователей у информационной сети, тем ценнее и дороже она.
3. Кризис посредничества. В обществе с информационной экономикой, структура организации становится плоской. Это будет диверсифицированная «экономика Ютуба», с равным мгновенным доступом к любой информации, и к инструментам ее распространения. Преодоление 2-го информационного барьера лишает посредников старого типа, предоставлявших услуги за счет асимметричности доступа к информации, былых преимуществ. Впрочем, естественно выделятся новые информационные центры, способные благодаря концентрации интеллектуальных ресурсов, по новому анализировать, структурировать, интерпретировать и синтезировать информацию. В постиндустриальной экономике не будет «начальников» в старом значении, а будут наставники, лидеры и авторитеты.
4. Нематериальные стимулы. По мере развития технологий производства, они все больше наполняются информационным содержанием, и их продукты все более удовлетворяют нематериальные потребности человека: познание и развлечение. Постиндустриальные продукты станут во многом воплощением самореализации их создателей, и основной мотивацией в их производстве станет признание.
5. Соучастие вместо контроля. Сложный мир постиндустриального уклада делает неэффективным такой инструмент управления, как контроль. Место контроля все более занимает соучастие в идеях, процессах и результатах. В общем проектировании, взаимном финансировании, производстве и потреблении, и совместном участии в том числе в финансовых результатах. Стимулы мотивации и доверия в сложной среде гораздо эффективнее принуждения и контроля.
6. Немаржинальный подход. Экономика материального производства во многом связана с маржинальным законом для оценки ее эффективности. В нематериальной же сфере он не работает. По крайней мере не так, как в материальной, и во многом уступает место косвенным факторам. Например, говорят, что когда информация станет свободно доступной, то как сохранить ее товарные свойства? Но ведь возможность глобального распространения информации о себе, наоборот в разы повышает ценность продукции производителя в тех сферах, которые остаются (или становятся) товарными.
6. Мультикультурализм. Заданный тренд в современной Европе будет все более доминировать в расширяющемся пространстве. В постиндустриальной экономике информационной эры всякие культурные барьеры будут снижать эффективность развития общества и отмирать. В новой конкурентной среде человек будет идентифицировать себя с универсальными ценностями, и богатство личности будет обусловлено широтой охвата максимального числа граней культурных нарративов. Не исключено, что в хаосе мультикультурализма, со временем прорастут новые глобальные культурные феномены, но сегодня нам сложно заглядывать столь далеко.
7. Глобализация. Глобальный поток информации разрушает национальные рамки, создает глобальные рынки и потребность в глобальном правительстве. Есть опасения, что в новое качество глобальной системы человечество сможет войти лишь в результате глобальной войны. Но остается уверенность, что мы способны породить глобальные проекты, вроде освоения космоса, способные консолидировать нас, как землян. Человек преодолевает себя либо волей и разумом, либо из за давления внешней среды, кризиса и катастроф. Все достижения цивилизации дают нам веские основания считать человека разумным, гуманным и волевым.