Цепочка, связывающая своими звеньями эти и другие события, состоит из звеньев места и времени, ведущих к Минскому соглашению.
Заместитель Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд прилетела в Киев в понедельник 25 апреля. Вечером 26 апреля после ее встречи с депутатами Верховной Рады, особо патриотичные СМИ Украины запестрели новостью в стиле: «печеньки закончились, начался кнут» – Нуланд требует от Рады до июня принять законы об особом статусе отдельных районов Донбасса и выборах в них. Нас сливают, опять даже не обменяв на Сирию, как год назад. Негодование «патриотов» оперативно разделили СМИ России в жанре: «А мы предупреждали! Доскакались!».
После таких публикаций вечером 26 апреля под утро 27 апреля на Донбассе произошло два события. Одно резонансное, особенно для СМИ РФ, – якобы минометный обстрел КПП в Еленовке, приведший к гибели 6 гражданских лиц и ранениям 10. Второе ‒ подрыв на минах двух гражданских автомобилей в «серой» зоны возле КПП Новотроицкое, контролируемой промосковскими боевиками, из-за чего погибло 4 человека и 3 получили ранения.
Страсти вокруг рассказов о «сливе» от некоторых депутатов, особенно Виктории Войницкой из «Самопомощи», встречавшихся с Нуланд, накалили информационное поле так, что Нуланд пришлось 27 апреля дать пресс-конференцию с опровержениями: США не требуют законы с сегодня на завтра. США лишь полагают целесообразным для Украины выполнение ею своей части Минского соглашения. Заявление Войницкой Нуланд назвала некорректным и подчеркнула: местные выборы в этих районах Донбасса должны пройти демократично и по украинскому законодательству, а не в стандартном для Москвы и Донецка формате имитации выборов. Срок их должна объявить Верховная Рада, а не некие «ДНР» с «ЛНР».
Принятие Верховной Радой двух этих законов после создания новой коалиции стало реальным и ломает планы Кремля на Донбассе. От Украины требуются лишь «бумажные» действия, а от РФ требуется вывести свои войск с Донбасса и передать контроль Украине над границей, а также всю военную технику, по легенде «отжатую» у ВСУ. Места ее расположения известны, ‒ можем требовать.
Этот ужасный для Кремля и наших «патриотов» сценарий может стать реальностью через две-три недели, когда 230 депутатов от коалиции примут оба указанных закона. Климкину останется лишь показывать их тексты ООН и ОБСЕ, и требовать резолюций о сроках вывода военных формирований РФ с Донбасса и т.д.
Ляшко и Тимошенко будут опять кричать о «зраде», но коалиция Гройсмана имеет все шансы провести оба закона через Раду, если сможет собрать в ней в одно время всех 230 своих депутатов. Три фракции экс-регионалов присоединяться в этом к Тимошенко и Ляшк, но будут мотивировать свой отказ от голосования не «зрадой», а несовершенством обоих законов. Экс-регионалы будут вносить в них правки, требуя сверхособого статуса для донецких как лучших людей Украины, и постараются отправить законы на доработку. «Самопомощь», вероятно, расколется в этом вопросе, а коалиция может рассчитывать еще на десяток голосов «за» от некоторых экс-регионалов и от «болота» мажоритарщиков типа Литвина.
Итак, законы с высокой вероятностью проходят, и вся минская многоходовочка Путина грозит рассыпаться в прах. Приблизительно это Нуланд и объяснила депутатам, а кое-кому рассказала и о тех шагах, которые США смогут предпринять после принятия Радой этих законов.
Поэтому в Кремле легкая паника, и он предпринимает хаотичные действия для срыва принятия Радой законов, который сам навязал год назад. Так как сорвать их прохождение силами Оппоблока, Ляшко и Тимошенко вряд ли удастся, то Кремлю надо обвинить нас в нарушениях Минского соглашения. Причем обвинить по-крупному, так, чтобы впечатлить ОБСЕ и ООН.
Судя по хаотичным действиям Кремля, он не ожидал столь быстрого развития событий, надеясь, что коалиция «не срастется» и будут досрочные выборы. Коалиция «срослась» и сразу стала активничать, вопреки надежде Кремля на общую вялость «хохлов». Поэтому, первое, что пришло на ум какой-то из его «башен», а давайте используем проверенное средство: варварские обстрелы ВСУ мирных жителей Донбасса. Сказано, ‒ сделано, и под утро 27 апреля «забабахи» в Еленовке с Новотроицким и пригласили ОБСЕ покопаться в трупах.
Но вышел многоплановый прокол.
Во-первых, московиты, как всегда, не доработали. Эдуард Басурин от имени «ДНР» перестарался и спалил всю их спецоперацию, когда стал рассказывать про дрон, ночью летавший над КПП в Еленовке и якобы уточнявший координаты цель для минометчиков ВСУ. Это что будка КПП на трассе в жилом квартале с десятком безработных и алкашей с автоматами под присмотром двух московитов в погонах офигенная стратегическая цель среди ночи? От таких познаний в военном деле Басурина, называющего себя замом то ли министра обороны, то ли главнокомандующего ДНР, в штабе АТО на полдня лишились речи, не понимая как можно комментировать этот лепет дилетанта. Вдобавок, зайти и посмотреть, что там «дырочники» у себя натворили, возможности нет. В довершение всего, Басурина и Кремль спалила местная баба Рая. Она эмоционально поведала телеканалу из РФ, что живет возле трассы, что ВСУ никогда не обстреливало КПП, а по ночам через него машины никогда не ездили. А тут на: машины густо поехали и – сразу взрывы.
«Обстрел» явно шит белыми нитками и похож на подрыв, как и в Новотроицком. Убитая беременная за рулем авто – тоже явный прокол, – живот упирается в «баранку», а рядом – свободное место. Видимо, кому-то из «ополченцев» подруга сильно надоела. Личные данные погибших многое бы прояснили, но они точно не будут доступны.
Київстар запустив вигідний тариф лише за 100 гривень: як підключити
Українцям додадуть 2300 гривень до пенсії: хто може розраховувати на доплату
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
Шахрайство навколо пенсій: експерт викрив 3 нові схеми
Второй прокол с «обстрелами», – они уже не вызывают таких эмоций, как летом 2014 г. За два года войны ‒ и в Украине и РФ привыкли к такой информации. Европу после серии терактов в ней и сводок с фронтов в Сирии, Ираке, Украине, Йемене и Карабахе гибелью людей где-то в Еленовке не впечатлишь. СМИ многих стран, включая Украину, вообще увлечены криминальной хроникой, так что – ни дня без резонансного убийства. Психика адаптировалась, как у солдат на передовой, и Кремля только зря людей положил под «обстрелом», – бурной реакции не будет.
Третий прокол, правительствам Европы и многих других стран уже надоело делать вид, что они верят в «российских войск на Донбассе нет». Надоело, со всеми вытекающими последствиями.
Два последних нюанса понимают и в некоторых «башнях» Кремля, особенно после того, как им урезали финансирование на информационную войну. Но в экспедиционном корпусе РФ на Донбассе этого еще не понимают, и действуют так, будто на дворе 2014 г. Некоторые в ФСБ тоже мечтают повторить свою операцию 2014 г. «Шашлыки в Одессе». В целом кремлевские работают по схемам 2014 года, считая себя хозяевами ситуации, но Украина все чаще перехватывает инициативу, понуждая их к хаотичному экспромту.
Вместо ожидаемых Москвой оправданий: мы по Еленовке не стреляли, Украина сама вызвала Кремль «на ковер», потребовав срочно провести 28 апреля заседание Совбеза ООН в связи с ухудшением обстановки на Донбассе из-за невыполнения РФ Минского соглашения. РФ на нем будет утверждать обратное, но мы уже сделали «встречный ход», опубликовав плод хаотичных дерганий Кремля, ‒ запрет МИД Беларуси на въезд в нее по просьбе «компетентных органов РФ» Ирине Геращенко ‒ участнику переговорной группы в Минске и первому вице-спикеру Верховной Рады.
Проблема с въездом Геращенко отчасти уже улажена, ей разрешен въезд в Беларусь до 25 мая, но этот инцидент наглядно демонстрирует стремление РФ сорвать выполнение Минского соглашения. Срок указан, и не исключено, что после 25 мая Минск закроет свои двери не только для Геращенко, но и для гонцов от ДНР и ЛНР, ‒ для симметрии. Похоже, Лукашенко решил: накануне предстоящих осенью парламентских выборов Беларуси ни к чему приезды в нее «дырочников», и без них «русского мира» там хватает. Пусть едут в Женеву, Париж или Берлин, если их туда пустят. Беларусь с Украиной начинают плавно переводить «Минский формат» в какой-то другой формат, не дожидаясь, когда Кремль взломает его своей военной эскалацией на Донбассе.
В результате Кремль сейчас в прямом смысле завис над вечным своим вопросом: какую войну начать? Маленькую и победоносную, среднюю, большую, совсем большую или все само рассосется? И если начать, то на когда назначить? Около 9 мая или на позже, и кого послать на войну? У кремлевских свои проблемы.