Современный мир всерьез лихорадит. Лишь за последние два года человечество стало на грань Третьей мировой войны. Аннексия Крыма и война на Донбассе, миллионы беженцев в Европе и сотни тысячипогибших в Сирии, ядерные испытания КНДР, глобальное потепление и катастрофические темпы загрязнения окружающей среды. Это далеко не все вызовы, которые ставят перед современным миром вопрос ребром: быть или не быть?
В такой напряженной ситуации мировым лидерам не достаточно быть просто в статусе президентов, министров, дипломатов либо других официальных лиц. Здесь нужен особый вид лидерства, сопряженный с самопожертвованием, умноженным на кропотливую и ежедневную работу. Жесткие времена испытаний порождают новых жестких лидеров, которые действуют соответственно своему природному зову и предназначению!
В конце 2013 года в такую “зону турбулентности” попала и Украина. «Евромайдан» был больше, чем просто протестом против старых элит. Это был вызов гражданского общества против старого миропорядка, когда небольшое меньшинство правит подавляющим большинством, незаконно эксплуатируя их потенциал и отбирая ресурсы. Такая вопиющая несправедливость на примере режима Януковича спровоцировала народный гнев, который закончился массовыми убийствами в самом центре европейской столицы. Затем последовал захват Крыма, эскалация на Донбассе, международное давление, санкции, “Минские договоренности”…
Казалось бы, что вместе с такими тяжелыми испытаниями страна получила огромный шанс, новое рождение, приход настоящих и бескомпромиссных лидеров, которые способны сломать старую модель и установить совершенно новые правила игры. Беспрецедентные не только для Украины, но и для всего мира. Правила, по которым возможно будут играть даже самые развитые демократии в мире, включая США и страны ЕС.
“Черная полоса” может всегда оказаться взлетной. Но осознали и использовали ли это украинские политические лидеры, которые пришли к власти на волне Майдана?
В конце мая будет вторая годовщина, как народ избрал президентом Петра Порошенко. За эти долгие два года в стране произошло множество драматических событий, которые обернули вспять историю не только Украины, но и всего Западного мира. Украина стала настоящим тестом для сплоченности, ценностей и приоритетов Запада. Насколько Запад готов противостоять внешней агрессии и насколько столь дорого приобретенные ценности могут быть защищенными от внешних и внутренних воздействий?
В итоге Запад таки начал реагировать. Возможно, не так радикально, как бы этого хотелось, но все же… Санкции и прямое давление на Россию, увеличение затрат на обороноспособность стран-членов НАТО, переброска новых сил и укрепление границ Альянса на востоке, предоставление экономической и политической помощи Украине. Список можно продолжать …
За столь короткий промежуток времени в Украине побывало больше делегаций высшего уровня США, нежели в любой другой стране мира. Одно время в Конгрессе даже ходила известная шутка: “раз ты еще не был(а) в составе делегации в Украине, ты не знаешь как выглядит демократия на самом деле”. Согласитесь, довольно меткое высказывание.
Только Вице-президент США Джо Байден посетил Киев четыре раза. Не считая десятки часов телефонных переговоров с высшим руководством Украины. Сенаторы Джон Маккейн, Тед Круз, Элизабетт Воррен, Джеймс Инхофф, советник Госсекретаря по вопросам Евразии Виктория Нуланд, Представитель США в ООН Саманта Пауэр и многие другие политики, которые искренне сопереживают судьбе Украины.
В ответ, все они много раз слышали заверения Киева о проводимых реформах, борьбы с коррупцией и введении новых правил игры, которые сделают политические и финансовые процессы в стране более прозрачными и честными. Увы, но пока большинство обещаний так и остались лишь на словах …
Как опытный дипломат, выпускник КИМО, который даже некоторое время занимал должность Министра иностранных дел, Петр Порошенко не мог не знать – насколько важными являются отношения на международной арене. В особенности с США, как главного стратегического партнера Украины.
Также Порошенко не мог не понимать, с чьего молчаливого согласия он внезапно возник на политической арене пост-майдана и с чьего молчаливого согласия он так стремительно взошел на Олимп украинской власти. США все это время ревностно поддерживал Украину, не давая развиться полноценной российской агрессии, и одновременно всеми силами удерживая украинскую экономику от полного коллапса.
Все это делали именно те простые люди за океаном, которых постоянно обвиняют в “тайных заговорах” и корыстных умыслах по отношению к Украине ! Но это даже не смешно, поскольку Украина — это далеко не Ирак и не Кувейт. Корыстные интересы США в Украине так же некорректны, как украинские интересы где-нибудь в Анголе. Вопрос здесь заключается не в ресурсах либо политических интересах, а ценностях, за которые сражался Майдан и за которые пришлось платить тысячами жизней украинцев на Донбассе.
Київстар запустив вигідний тариф лише за 100 гривень: як підключити
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації
Це не допоможе: Попенко розповів, як кинули українців на світлі та теплі
Без преувеличения Порошенко имел все шансы вывести Украину в высшую лигу региональной и, возможно, мировой политики, на качественно новый уровень развития, когда бы со страной считались не только в регионе, но и на более широкой международной доске, по примеру Израиля и Южной Кореи.
В результате, на все уговоры Запада международные партнеры слышали от официального Киева лишь обещания “все исправить”, “побороть коррупцию” и “провести реформы”. Даже после исторического спича Джо Байдена в Верховной Раде в декабре, Шокин, Кононенко и Ко остались на своих должностях как ни в чем не бывало. При этом, президент продолжал заверять влиятельных представителей США о намерениях побороть коррупцию и клановость в украинской политике, начиная с себя лично !
В конце марта Петр Алексеевич осуществит свой третий по счету визит в США в качестве президента. В рамках визита запланирован ряд деловых встреч в Вашингтоне, включая неформальные мероприятия с местными политиками, учеными, диаспорой. Но такого приема, который был в сентябре 2014 года, когда президенту Украины, а скорее ее народу, стоя аплодировал Конгресс, такого уже не будет. Слишком много утекло воды, возложено надежд и слишком мало было сделано …
Можно сколько угодно говорить о прогрессе и реформе новой полиции, но на Западе ни для кого не секрет, кто сегодня покрывает коррупцию в Украине вместе с основными финансовыми потоками. Можно говорить о гражданском обществе и его потенциале, но все прекрасно понимают, в каком состоянии оно сегодня. Можно говорить о борьбе с украинским олигархатом, но в Вашингтоне знают поименно всех, кто ходит по ночам совещаться на Банковую перед важными голосованиями в Раде.
Здесь уже не нужно слов, а достаточно лишь статистики, показателей Transparency и прочих влиятельных международных организаций.
Вместе с тем, карту “российской агрессии” разыграть становится все сложнее, поскольку на радарах у Запада также любое перемещение каждого российского солдата, наемника либо сепаратиста на Донбассе. И эти данные говорят о том, что “красный свет” уже пройден и полномасштабная эскалация на востоке страны уже вряд ли возможна. Путин прекрасно понял, что военными методами Украину сломить уже не получится. Поэтому, страна может полностью сосредоточиться на внутренних реформах, борьбе с коррупцией и продвижении в направлении ЕС. Но насколько эффективны это процессы сегодня ?
В итоге, вместо “украинского Ататюрка”, Уинстона Черчилля, Вацлава Гавела и Леха Валенсы, которые так нужны Новой Украине, в столицу США приезжает очередной Ющенко-2 с теми же заверениями и просьбами о кредитах, что и его предшественники. Их американцы слышали десять и даже двадцать лет тому назад. Правда, тогда ситуация в Украине еще не была столь удручающей.
Многие спрашивают: будет ли Запад и дальше поддерживать Украину в ее стремлении в Евросоюз и просто цивилизованный мир ? Безусловно, что будет, как и прежде. Во всяком случае, в пасть Кремлю Украину точно никтоне отдаст. Только вместо ожидаемой полноценной поддержки и сытных обедов, в лучшем случае, на что может рассчитывать Украина сегодня – это скромные чаевые в обмен на относительное спокойствие в регионе.
Шансы для страны все же остаються и с “западных рельс” украинское общество уже никто не снимет. Но с нынешней бутафорной политической элитой процессы евроинтеграции могут затянуться еще на десятки лет.
Автор — директор Центра восточно-европейских перспектив в Вашингтоне