Глобальному хозяйству угрожает новый обвал. К такому выводу пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Слабое хозяйственное оживление 2009 года – начала 2010 года оказалось ложным. Оно не привело к началу нового экономического подъема, а забуксовало. Если власти США и других стран не найдут осенью средств на поддержание стабильности можно ожидать обострения кризиса – серии громких банкротств, резкого сжатия реального и финансового секторов экономики. Однако, более вероятно, что «вторая волна» последует в 2011 году.

 

Период «больших ожиданий» после прохождения первой острой фазы кризиса в 2008-2009 годах оборвался в апреле. Произошел обвал фондовых и товарных рынков. «Негативные сюрпризы принесло лето: неурожай в ряде частей планеты вызвал рост цен на продовольствие. На рынке зерна начался спекулятивный бум. Однако стоимость ценных бумаг и сырья не вернулась к уровню весны, что говорит об общем застое», — подчеркивает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. По его оценке, летом правительства подошли к исчерпанию эффекта выделенных на поддержание крупного бизнеса средств. Суммарно в мире за годы глобального кризиса было израсходовано порядка $15 трлн. В августе-сентябре 2010 года ухудшение состояния экономики США выдал рост безработицы. К сентябрю уровень безработицы в стране официально поднялся до 9,6%. Под эту категорию подпадают трудящиеся 26 недель подряд не имевшие никакой работы. В ЕС средний уровень безработицы (без иммигрантов) достиг к осени 10%.

Важным признаком негативных процессов в глобальном хозяйстве стал рост цен на золото. С 22 марта по 13 сентября тройская унция подорожала с $1100 до $1270. «Повышением спроса на золото капиталы выразили недоверие “восстановлению” мировой экономики в последние месяцы. Данные правительств о росте ВВП не убедили бизнес. 2008-2010 годы сильно ослабили финансы государств. Но США, ЕС, Россия и другие страны по-прежнему готовы субсидировать частный сектор», — отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его словам, провал антикризисной политики основанной на выделении казенных денег банкам никто не желает признавать, хотя экономика планеты все еще больна. Подтверждающие эффективность мер правительств данные выглядят спорно, а перспективы мировой экономики остаются плохими. Власти США и ЕС, основных рынков планеты, декларируют медленный рост розничных продаж. На практике потребление сокращается. Многие товары (в частности сыры и мясопродукты) залеживаются даже в супермаркетах, куда покупатели уходят из дорогих малых и средних магазинов. Население также констатирует ухудшение своего материального положения.

По данным ВТО объем мирового экспорта товаров в стоимостном выражении увеличился в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 25%. Падение объема торговли в стоимостном выражении за 2009 год составило 23% (до $12,15 трлн.). В натуральном выражении сокращение составило 12%. ВТО ожидает 10% рост объемов торговли по итогам 2010 года. Накачка государственными деньгами частного сектора привела к увеличению спроса на машины и оборудование. Обострившаяся за годы кризиса конкуренция потребовала обновления основных фондов многих промышленных предприятий. Развернулась борьба за снижение себестоимости продукции. Но если в 2009 году объем мировой торговли сокращался, то спекулятивная активность на рынках восстанавливалась. Создавалась иллюзия повышения базового спроса. Дешевые государственные кредиты и позитивные прогнозы формировали благоприятную почву для ложного оживления, предвещавшего новую острую фазу кризиса. Проблема угнетенного состояния потребительского рынка – основного для реального роста – осталась в 2009-2010 годах не решенной. Данные о расширении мировой торговли подоспели как раз к моменту перехода рынков в застойное состояние после общего обвала весной 2010 года.

19-09-2010 19-00

«Хвиля»