Взяться за этот текст заставили наблюдения за реакцией на статьи и новости о беларуско-украинских контактах. Тут намешано всё. От восторгов до ненависти. Аналогичная смесь и в персонификации своего отношения. Беларусы и хорошие и плохие. Лукашенко и гений и последний проходимец. В принципе ожидаемо. Беларусь – один из крупнейших торговых партнёров, между государствами есть общая граница. Культуры близки. Да и события, которые начались в 2013 году Республика Беларусь и её население вовлечены достаточно серьёзно. Каждому своё. Но вот незадача, зачастую оценки меняются как флюгер у одних и тех же людей. Тому тоже можно найти причины: Беларусь торгует с Украиной, но страна в Таможенном Союзе. Республика Беларусь помогает вооружаться украинской армии, но помогла Януковичу вывезти часть активов. Лукашенко миротворец и посредник, отказывается признать аннексию Крыма, но заявляет, что российских войск на Донбассе нет. Да и сами граждане Беларуси. Одни стояли на майдане, воюют в добровольческих батальонах. Другие участвовали в крымском кризисе и едут добровольцами в ДНР. Противоречивых фактов много. И оценок. Но на основании оценки информации формируется схема поведения. Как человека, так и страны. Поэтому Украине пора поставить перед собой вопрос. Или, точнее два вопроса: «Что делать с Беларусью?» и «Что делать с Лукашенко?».

Данная формулировка несомненно вызовет резкую реакцию. Но она имеет право на существование. Любая личность самостоятельна тогда и только тогда, когда формирует свою линию поведения. На основе своих интересов, ценностей и целей. Иначе это объект для руководства другими. То же самое и общество. В борьбе за субъектность граждане ставят вопрос «что делать со своей страной?» И «Что делать с властью?». Причём независимо от того, насколько фантастическим выглядит такой подход. Недавняя история: украинское общество поставило вопрос «Что делать с Януковичем?» когда, казалось, что его власть незыблема. Потом вопросы подымал Майдан. И он, а не политики на трибуне, стал субъектом в процессах переустройства страны.

Аналогично и в международной политике. Или ты ставишь вопросы «что делать с Польшей, ЕС, Россией, Беларусью, с самой собой, в конце концов?» Или ты – никто, буферная зона, просто территория. За тебя решают другие. Последнее справедливо. Причём и применительно к соседним странам. Тот же Лукашенко давно завал себе вопросы «Что делать с Украиной и украинской властью». И делал. Исходя из своих интересов. Надо отметить, весьма успешно. Предвидя гневные возгласы «ура-патриотов» спрошу: назовите хоть один случай за последние 15 лет, когда та или иная тема в международных контактах инициировалась Киевом а не Минском?

Даже банальный вопрос о демаркации государственной границы был снят Беларусью, когда в Минске в начале 2013 просчитали выгоды от европейской интеграции Украины. Поддержка смены власти в Киеве, усиление торговых контактов всего лишь продолжение этой политики.

Причём выгода тут на первом месте. Или, если быть точнее интересы Беларуси. И это нормально. Вполне естественно, что две страны задают себе вопрос «что делать с соседом?». А потом, каждая исходя из собственных интересов, ищет точки соприкосновения. Взаимной выгоды. Иначе имеет государство и его политику с одной стороны и просто территорию реализации этой самой политики с другой. Украина, пока, находится далека от первой части уравнения.

И если в планы граждан Украины, её элит входит жить в государстве-субъекте международных отношений, пора ставить вопросы. В том числе в отношении соседней страны. Причём именно два «Что делать с Беларусью?» и «Что делать с Лукашенко?».

Почему два? Всё просто. Есть государство, народ, который имеет свое будущее, свои явные интересы (назовите их объективными, историческими, какими угодно – термин не так важен). И есть Лукашенко – лидер теперешнего политического режима в соседней стране. У него есть свои интересы. Иногда они совпадают с объективными интересами государства, иногда нет. Типичный пример – борьба за власть в РФ. До 1999 года, когда была реальной перспектива участия Лукашенко в выборах президента РФ посредством объединения двух стран, вопрос обеспечения независимости государства «Республика Беларусь» не входил в число приоритетов президента Республики Беларусь. Сейчас ситуация прямо противоположна. Расклад сил в регионе таков, что для Лукашенко вопросы независимости Беларуси и собственно власти (только власти – это при благоприятном исходе) тождественны. То есть полное совпадение интересов.

Пришло время разобраться. И возможно определить интересы Беларуси и интересы Лукашенко.

Страна Беларусь.

Любая политическая сила, естественно, видит своё будущее или, если хотите, функционал страны. Постараюсь определить общие ценности для всех, кто поддерживает базовый интерес – независимость Республики Беларусь. В противном случае нет смысла говорить о субъектности Беларуси. Зачем тратить время на то, что в перспективе станет частью иного государства.

Исходя из географического положения, размеров страны и количества населения, Беларусь, естественно, не может претендовать в обозримом будущем на роль индустриального, либо военного лидера региона. Это, естественно не означает, что такой интерес не будет поставлен. Особенно, в случае успеха украинцев в деле «убийства собственной экономики». Но история страны и, её расположение подталкивают к иной формулировке места в системе. Это – государство-посредник. Что было сформулировано и отчасти начинало реализовываться ещё в начале 90-х. Вспомните ликвидацию СССР и создание СНГ, мирные переговоры по Кавказским кризисам, консультации по Приднестровью. И многое другое. С теми или иными коррективами, концепция живёт. И стала особенно актуальной на фоне Украинского кризиса. События 2014-2015 гг. положили начало процессу изменения баланса сил в регионе. И Беларусь (а сейчас и Лукашенко) пытается скорректировать свою политику. Конспективно позиции страны выглядят так:

  1. Сохранять (либо восстанавливать) максимально доверительные отношение со всеми странами соседями.
  2. Восстановить (либо развить) отношения с государствами, которые станут центрами силы в регионе.
  3. Обеспечить максимальное присутствие в ключевых отраслях экономик части (в идеале всех) соседних стран. И тем самым получить дополнительную гарантию своей безопасности.
  4. За счёт выполнения пп.1-2 выполнять роль надёжного транзитёра товаров, технологий, финансовых потоков. А так же регулировать миграционные потоки (особенно в области полулегальной/нелегальной) миграции.
  5. Благодаря ровным отношениям со всеми центрами силы выступать надёжным посредником в решении спорных моментов.
  6. Благодаря роли посредника в экономике осуществлять аккумуляцию технологий, интеллекта. И за счёт этого обеспечивать развитие государству и обществу.

Естественно, не все из вышеперечисленных функций реализуются в виде масштабных программ. На это в Беларуси просто нет ресурсов. Но, если анализировать политику за последние 10-12 лет, очевидным становится создание того, что в Голлистской Франции называли «точками роста». Все ресурсы, наработки концентрируются в одном направлении. А после его развития до уровня самодостаточности, переходят на следующее. Так было с реформированием нефтеперерабатывающей отрасли. Потом в торговле – кампании по выходу на рынки Литвы и Украины. В последней, кстати, именно благодаря агрессивной экспансии Беларуси фактически обанкротились 4 из 7 НПЗ. Сегодня беларусы «работают» над рынком продуктов питания Украины. Процесс начался недавно – в 2012-м. Но первые результаты уже есть. В 2014 решили заняться украинской оборонкой. Тут, правда, не столь агрессивно. Скорее навязав своё партнёрство (логично – стартовые условия были хуже). Что получится на выходе – увидим года через 4.

Говоря же о политике, для Беларуси многое поставлено на карту в Украинском кризисе. Достаточно сказать, что судьба страны перестала интересовать элиты запада примерно 8 лет назад. События 2008-2010 были кратковременным всплеском интереса. Не более. «Последняя диктатура Европы» была «обложена» санкциями уже давно. И давно научилась неплохо жить в этой системе координат. А тем временем идея немецких политиков начала нулевых о «демократизации Беларуси через присоединение к демократической России» вновь набирал популярность. Перед государством стояла задача возвращение на шахматную доску Европы в виде самостоятельной фигуры. И украинский кризис, который начал процесс изменения баланса сил – наилучший фон для такого проекта. Как, собственно и роль, отыгрываемая Республикой Беларусь. Формальный союзник РФ, который поддерживает Украину, делает «синеокую» важным и нужным всем посредником. Естественно, это не произошло самой собой. Это – игра руководства страны.

Популярні новини зараз

У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться

"Нова пошта" звернулася до клієнтів через заборонені посилки за кордон: важливі правила

В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни

Зачепить усіх при обміні 100 доларів: українців попередили про можливі проблеми

Показати ще

Беларусы

И, наконец, общество. Беларусы ментально существенно отличаются от Украинцев. С одной стороны, это большее уважение к формальным правилам. И законам. Типичный пример, 1996 год. Антиправительственная демонстрация. Люди бросают яблоки и апельсины в милицию. Многие люди ПОКУПАЮТ (!!!) эти самые яблоки и апельсины. Беларус вначале будет долго жаловаться, судится, писать письма. И только получив формальный отказ подумает, выходить ли на протесты.

С другой стороны беларуское общество по сравнению с украинским супермобильно. Беларусь – лидер по количеству шенгенских виз, выданных на душу населения. Поехать, например, на кофе в Вильнюс для многих вполне обыденно. В том числе и для жителей центра страны или пограничья с Украиной.

Религия. Общество в разы менее религиозно, чем украинское. Количество практикующих верующих не дотягивает и до 25% (по некоторым данным до 12). Кроме того – традиции мультирелигиозности. И православие и католицизм и ислам (да и протестантизм) – традиционные для Беларуси религии.

Всё это накладывает свой отпечаток и на специфику восприятия информации. Естественно, есть зрители и у зомбоящика. Но даже российская волна антиукраинской агитации при отсутствии украинской версии подачи новостей всего лишь расколола общество. Причём доля сторонников «русского мира» имеет тенденцию к уменьшению. Парадокс, но даже на фоне цензуры в медиасфере, беларусы с удовольствием получают информацию от соседей. Даже по официальным данным информационно-аналитического центра при президенте иностранные ТВ-каналы (польские беларускоязычные и польскоязычные, литовские, украинские, увы меньше) входят в 20-ку в рейтинге доверия телевизионной аудитории.

Беларусы не любят конфликтовать. Но им очень нравится найти своё прибыльное место. Начиная от карьерного роста и заканчивая предпринимательской выгодой. Причём с оглядкой на перспективу. Не стоит «убивать конкурента» или, получив чиновничье место, «косить бабло». Если делать аккуратней – в перспективе получишь больше. Кстати, попытка просчитать будущее на несколько шагов и действие «с оглядкой» — тоже национальная особенность. Не верите. ОК? А теперь посмотрите (погуглите, поспрашивайте) сколько граждан РБ появилось на ваших ТВ каналах, в бизнесе да и в политике (пока на уровне помощников депутатов, консультантов). И тут интересно – людей вроде много, они растут. Но без скандалов и лишней огласки. На открытые конфликты, естественно идут. Но лишь когда им это выгодно (в том числе ради защиты ключевых своих интересов) либо «им за это ничего не будет». Согласитесь, украинцы вели бы себя иначе.

Лукашенко.

Президент Беларуси имеет три слабости: Власть, признание и деньги. С первым всё понятно. Оппоненты, которые до значимости исчезают физически (в лучшем случае в эмиграцию) либо садятся в тюрьму. Признание – вот в этом успехов не так много. И похвала роли Лукашенко как хорошего посредника со стороны Порошенко можно назвать чрезвычайно удачным шагом. И, наконец, деньги. Все более или менее значимые сделки проходят под контролем руководителя страны. В том числе и торговля оружием. И, по данным некоторых аналитиков, личное состояние семьи президента Беларуси мало чем отличается от личного состояния владельца золотого батона. Правда, ради признания, тот готов и поделиться. Пример – «внебюджетные» фонды президента страны. Которые финансируют огромное число программ. Но источники финансирования которых неизвестны никому.

В остальном Лукашенко – типичный беларус. Человек, который любит просчитывать свои шаги. Который трепетно относится в формальному выполнению заключённых договоров, но при этом ищет «лазейки между строк» ради того, чтобы сорвать дополнительную выгоду. Но, повторю, формальные договорённости старается не нарушать. До тех пор, пока выгода от их разрыва не превысит риски. Чтобы понять, как он действует, присмотритесь к одесским контрабандистам. Особенно историям начала ХХ века. Лукашенко ни плох, ни хорош. Он такой, какой он есть.

При этом не стоит недооценивать президента Беларуси по примеру его оппонентов. Оппозиция в «синеокой» называла его и дураком и недалёким. Но этот «дурак» и недалёкий год за годом оставлял в дураках своих оппонентов. Если кратко: осторожный, хитрый, сам себе на уме. Но видит выгоду. На этом его можно «подловить».

А теперь перейдём к вопросу «что делать?»

Ответ на него зависит от того, что украинцы собираются делать со своим государством. Если ничего – то и делать ничего не надо. Коль уж на территории от Карпат до Азова будут резвиться внешние игроки, не всё ли равно, сколько их будет.

Увы, внятного определения видения Украины из уст власти я пока не услышал. Поэтому буду опираться на базовые интересы. По крайней мере, на такую ценность как независимость. Украине крайне необходимы две вещи:

  1. Союзники или партнёры в деле защиты от внешних угроз
  2. Рынки сбыта продукции и экономические партнёры.

Думаю, это не обсуждается. Особенно на фоне российской агрессии. Но эти же события создали уникальные возможности для начала украинской игры в диалоге с соседним государством. Учитывая изменение баланса сил, Беларуси необходимы:

  • Нормализация отношений с западным миром. Как в экономике (снятие санкций) так и в политике (диалог на высшем уровне, контакты, внешнеполитическая поддержка).
  • Приход новых мощных игроков для уравновешивания влияния России. Беларуские власти умеют (что логично для беларусов вообще) чувствовать баланс сил и вести свою игру на этом балансе.
  • Обеспечение функционирования своей экономики. А это как минимум безопасный транзит продукции и бесперебойная поставка ресурсов. В идеале – мощные инвестиционные потоки. Вновь таки несколько из нескольких центров. Про неэффективность одного направления власти страны открыто говорили ещё в 2009-2010 гг.

Но 2015 год – год выборов президента Беларуси. И на фоне изменения политики Кремля Лукашенко не менее нужны новые союзники. Именно поэтому его интересы сегодня совпадают с интересами страны. Начиная от прихода денег в период кризиса, и заканчивая возможностью получения политической поддержки извне.

И тут место для игры Украины. О, скажут многие, давайте подумаем «Что делать с Лукашенко?». И ошибутся. В Украине есть ресурсы для смены власти в соседней стране. А для смены руководителя на дружественного и удержание власти? Особенно на фоне того, что тот же Кремль начнёт в Беларуси более масштабную игру. Извините, тут бы Киеву самому удержать страну. По крайней мере, от дефолта. Но и на открытую поддержка Лукашенко тоже денег нет. Вывод – не можешь влиять не ввязывайся в бой, но предлагай возможности. В частности услуги уже Украины как посредника в диалоге с Западом, возможно, передача технологий либо снятие отдельных торговых барьеров. Пораженческая тактика? Отнюдь. Отдав одно, возьми другое. В частности, Украина, Литва, Польша, задумываются над осью безопасности по границе РФ. Такие голоса звучат и из США. Посмотрите на карту, дуга менее устойчива чем прямая. Естественно, вывод Беларуси из ОДКБ мало возможен. Но вот вовлечение её в программы сотрудничества, в том числе и военного, вполне.

Можно поучиться у того же Лукашенко. Вспомним приход беларусов на рынок топлива. Вначале много программ, льготные условия, качество. А потом 60% рынка уже не украинские. То же можно и в военном отношении. Сделать так, чтобы выгоды от сотрудничества и создания оси безопасности превысили риски.

Экономика. Тут главное – перестать плестись в хвосте и предлагать свои темы. Вот лишь несколько из них.

  • Ресурсы. Украина и Литва заинтересованы в создании нефтегазового коридора «север-юг». Парадокс, но Беларусь на своей территории его практически создала. Но без реальных проектов завершающая точка не поставлена. Так инициируйте их, поставьте. Например, поставки давальческой нефти на беларуские НПЗ по Одесса-Броды либо по Днепру (кстати, в своё время тот же Клюев настойчиво продвигал тему).
  • Энергетика. Беларусь завершает проект комплексного развития генерирующих мощностей. Строится АЭС и идёт программа «малой энергетики». И уже через 2 года страна из импортёра (в том числе украинской) энергии превратится в экспортёра. А это угроза для Киева потери пары сот миллионов выручки. Проект – совместная генерация и продажа на внешние рынки. Самое забавное, он был и работал. Но стал неактуальным для Минска, а Киев не защитил свои интересы.
  • Порты. Вот слабое место. Тут Украине придётся конкурировать с Литвой и Латвией, которые активно лоббируют свои интересы. Но для ближневосточного, африканского и южноамериканского рынков потенциал (да и перевалочные мощности Украины) побольше. Но вновь пока нет инициативы со стороны Киева.
  • Продукты питания. Беларусы наступают и на внутренний рынок. Но если им предложить конфетку в виде выхода не европейские просторы через кооперацию с Украиной – вот вам ещё одна инициатива.

Это лишь частности. И первые шаги, которые государство Украина может делать сегодня. Ага, кажете, вот и адвокат Лукашенко – развивай сотрудничество с диктатором. Увы, сотрудничают с теми, кто имеет власть. При этом в украинских интересах поддерживать и оппонентов. Не ввязываясь сильно во внутрибеларуские разборки. Но создавать критическую массу партнёров можно. Это и образование (приём тех же студентов в украинские ВУЗы) и в конце концов начало переговоров о признании дипломов (да, господа, украинские дипломы не признаются в Беларуси и наоборот!). Второе направление – контакты между профессионалами. Программы городов побратимов, стажировки представителей местных администраций, НПО, чиновников среднего звена из министерств. Самое интересное, на такие вещи даёт деньги ЕС. Но Украина «не берёт». А это – работа на перспективу. Чтобы в случае смены власти в соседней стране у Киева были партнёры и «адвокаты». Независимо от того, кто станет во главе Беларуси.

Главное – работать.

Вот про этот текст точно скажут «заказной». Часть беларусов обвинит меня в «лукашизме». Другая часть в том, что я «непримиримый оппозиционер». Что касается украинцев, то, думаю, разбежка мнений будет не менее широкой.

Что же, не буду разочаровывать. Текст заказной? Ага! Заказчиками являются все, кто найдёт возможность поблагодарить автора умеренной суммой.

Как и раньше, полученные деньги идут мне на пиво а так же:

1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины (информация о них в моей ленте ниже давалась не раз) 2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

PayPal: i.tyshkevich@gmail.com

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904