Синзо Абе — первый японский премьер, посетивший все страны участницы Ассоциации Южно-азиатских наций. В конце ноября император Акихито совершит первый визит японского монарха в Индию. В их маршруте нет лишь Китая. И это не случайность.
Абе, имеющий репутацию “ястреба” во внешней политике из-за жесткой позиции по спорным островам, на которые претендует Пекин, хочет наладить отношения со странами, таким образом формируя полукруг на границе с Китаем. Некоторые из них имеют свои претензии к соседу, как например Индия, которая также имеет неурегулированную границу с Китаем. Абе посетит Индию в следующем году, а в середине декабря будет принимать лидеров АСЕАН. Все это чать его кампании по срыву планов китайских руководителей, как он писал в прошлом декабре, рассматривающих Южное китайское море как “пекинское озеро”.
Это мощная, но опасная риторика. Китай расширяет свое весомое присутствие в регионе все больше и может отреагировать агрессивно если соседи будут давить слишком сильно. Учитывая, что обе стороны закупают все больше кораблей, ракет и истребителей это может привести к эскалации конфликта.
“Никто не говорил что это окружение Китая” — заявил Чиаки Акимото, директор британско-японского “мозгового центра” Rusi-Japan. То, о чем говорит Абе — налаживание дружеских отношений. со странами окружающими Китай.
Как бы не называлась японская политика, Абе пытается проводить ее даже в тех районах, которые лежат в сфере влияния Китая. В ноябре он провел свою обаятельную кампанию в Камбодже и Лаосе. Несмотря на пацифистские традиции с окончания второй мировой войны, Япония увеличивает военную кооперацию с Вьетнамом, Индонезией и Филиппинами, чувствующими территориальные притязания Китая. Действия Абе, как говорит Тетсуо Котани, научный сотрудник японского института международных отношений, говорят что “Китаю следует подумать дважды, прежде чем принимать какие-либо решительные действия” в Южном китайском море. Официальная китайская газета China Daily презрительно называет это попытками Абе заработать себе популярность раздувая напряженность в регионе.
Есть причина, по которой Абе получает теплый прием в этих стран, и она заключается в том что китайские военные расходы достигли 172 миллиардов долларов в прошлом году, т.е. выросли с 2008 года на 64% согласно Стокгольмскому Институту Исследований Мира. Индия располагает одной ядерной субмариной, сделанной в России и может выпустить вторую. Она только что получила свой третий авианосец. Провела испытательный запуск сверхзвуковой крылатой ракеты которая может достичь Пекина.
Абе также написал, что “продолжающиеся споры означают, что приоритеты внешней политики страны должны выражаться в расширении стратегических горизонтов… Я подразумеваю стратегию, где Австралия, Индия, Япония и американские Гавайи формируют ромб для общей защиты морей от Индийского океана до западного Тихого”. Абе также хотел бы подключить пять держав договорами об обороне: Великобританию, Австралию, Новую Зеландию и Сингапур.
В июне Япония и США провели военные учения в Калифорнии, которые включали в себя ложное нападение на отдаленном острове. Японские силы самообороны не присоединились к этим учениям пять лет назад, говорит Джеймс Браун, военный научный сотрудник института Лоуи из Сиднея. Обеспокоенность от возможных агрессивных действий нарастает у флота. “Мы наблюдаем ввод в строй новых кораблей, которые по внешнему виду похожи на боевые”, — говорит Дин Ченг, аналитик из Heritage Foundation. “Раньше этого Япония избегала”.
Также Абе давно сторонник отмены статьи в конституции, навечно отвергающей войну.
Регион все больше милитаризируется, также растут и риски. “Меня поражает, насколько текущая ситуация в Азии похожа на то что было в Европе в 30-х”, — говорит Дэниел Гур, вице-президент института Лексингтона, мозгового цента в Арлинтоне. Браун отмечает, что в регионе будет все больше субмарин, десантных суден, самолетов, и мы не имеем никаких соглашений кому как поступать, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций. И это огромная проблема.
Источник: Stratrisk, перевод «Хвилі»