Безусловно, такое кино, как «Сталинград», нужно России, как воздух. Как же еще заставить потягивающую пивко с водкой молодежь гордиться страной? И с этой задачей Федор Бондарчук справился на «ура». Фильм приятно смотреть, ты сопереживаешь героям, восхищаешься красотой кадра и графика тоже производит впечатление. Так что госзаказ выполнен.

Но помимо госзаказа есть еще несколько моментов.

Мастерство режиссера. Этот вид спорта давно стал интернациональным. И никакое выдвижение ленты на Оскар не сможет скрыть ограниченный набор творческого инструментария Федора. Да, рапиды выглядят эффектно, но нельзя снимать в рапиде все батальные сцены. Вернее, можно, только это уже как бы даже и не вторично, не смело, не самобытно. Это как играть в шахматы, зная только один ферзевый гамбит.

Еще сильнее удивляет выбор декораций. Федор не мог не видеть фильм Жан-Жак Анно «Враг у ворот». И что вы думаете? Одна из ключевых сцен фильма разворачивается у того же расстрелянного «фашистами» фонтана со статуями пионеров. Это очень эффектно, но зачем повторяться, Федор?


Традиции и культура. Это, пожалуй, самый главный вопрос к режиссеру Бондарчуку: почему фильм про «Сталинград» снят по-голливудски? И в данном случае «голливуд» — это не синоним масштабности происходящего и даже не Коламбия Пикчерз в начале фильма. Голливуд – это подход к картинке, монтажу, игре актеров, позах, инсайтах, сценарию, наконец…

Очень больно видеть, что богатые традиции режиссеров Советского союза, таких имен, как Роговой, Александров, Герасимов, Чхеидзе, просто перечеркиваются, не говоря уже о Сергее Бондарчуке, снявшем «Они сражались за Родину». Посмотрите «Отца солдата» Чхеидзе, чтобы понять разницу между «военным Голливудом» и школой военного кино СССР. Вспомните «В бой идут одни старики» Быкова, пожалуйста, пересмотрите «Офицеров» Рогового…


В этих лентах есть подлинный дух народа, пережившего войну и победившего в ней. Фильм «Сталинград» мог снять француз, немец, японец, американец, да кто угодно, но ожидать «такого» от представителя советской школы…
Слезы людей, которые уходят с этого фильма, вызваны не Федором Бондарчуком, а болью за родных и близких, которые обожглись в той проклятой войне. В слове «Сталинград» больше эмоций и кино, чем в новом фильме Бондарчука.
В большинстве европейских столиц есть Сталинградская улица или площадь, британские оружейники выковали наградной «меч Сталинграда» в знак восхищения мужеством защитников города; этот меч привез на Тегеранскую конференцию в 1943 году сам Винстон Черчилль.
Было время, когда весь мир восхищался Сталинградом, и восхищение Бондарчука Голливудом на этом фоне выглядит очень мелочным, вызывая особый диссонанс с имперскими амбициями голоса за кадром, который, опять же принадлежит Бондарчуку.