Похоже, что Соединенные Штаты сворачивают свою систему ПРО в Центральной Европе. 15 марта 2013 года министр обороны США Чак Хейгел заявил, что Соединенные Штаты собираются отменить реализацию четвертого этапа адаптивного размещения сил ПРО в Европе и начинают «реструктуризацию» системы Standard Missile-3 Block IIB: программы  высокоточных перехватчиков межконтинентальных баллистических ракет. По сути, Хейгел заявил, что развертывание новых перехватчиков – главной составляющей ПРО, будет отменено.

Этому есть несколько возможных причин: в первую очередь США, сделав такой ход, надеются на потепление в отношениях с Россией, яростно выступающей против развертывания систем ПРО в принципе. Вашингтону необходимо сотрудничество с Москвой по целому ряду вопросов, но переговоры между двумя странами в последние месяцы зашли в тупик. Но хотя решение американцев отказаться от четвертого этапа развертывания ПРО  может привести к прогрессу в переговорах, этот шаг не снимет озабоченности России по поводу присутствия систем ПРО США в Европе. Много разных споров остаются нерешенными между Вашингтоном и Москвой и мешают долгосрочной всеобъемлющей перезагрузке в американо-русских отношениях.

Анализ ситуации

Размещение американской системы ПРО в Европе предполагает усиление дополнительных систем противоракетной обороны на континенте. Оригинальный план предусматривал развертывание перехватчиков малой и средней дальности во время первых трех этапов и перехватчиков большой дальности на четвертом этапе. Первый этап, куда входят радиолокационные станции в Турции и корабельные системы ПРО в Средиземном море, уже реализован. На втором и третьем этапах, более продвинутые баллистические ракеты-перехватчики малой и средней дальности, будут развернуты в Румынии до 2015 года и в Польше до 2018 года. На четвертом этапе в Румынии и Польше до 2022 года планировалось размещение ракет большей дальности SM-3 Block IIB.

По сравнению со своими предшественниками Standard Missile-3, ракеты SM-3 Block IIB располагают улучшенными поисковыми характеристиками и более мощными усилителями, позволяющими развивать скорость 5,5 км/сек. В координации с улучшеной космической орбитальной аппаратурой, эти перехватчики обеспечивают беспрецедентную защиту от межконтинентальных баллистических ракет. Вот почему SM-3 Block IIB встретили ожесточенный отпор со стороны России, которая видит в именно этих перехватчиках возможную угрозу своему стратегическому ракетно-ядерному арсеналу.

Хрупкая открытость

Чиновники из Министерства обороны США утверждают, что отмена заключительного этапа планового развертывания европейской системы ПРО не имеет ничего общего с американо-российскими отношениями, скорее, она была мотивирована техническими и бюджетными факторами. Действительно, система ПРО уже давно рассматривается как масштабное и дорогостоящее предприятие. В 2011 году, например, научный совет Министерства обороны США заявил, что размещение ракет SM-3 Block IIB потребует «титанических усилий и реально недостижимо, даже по самым оптимистичным прогнозам их развертывания, невзирая на точность и новейшие ракетные технологии». В эпоху сокращений оборонного бюджета финансирование крупномасштабных и рискованных программы стало труднее обосновывать. Но независимо от заверений Вашингтона о причинах этих изменений, они все равно вызваны также и некоторой озабоченностью Кремля по поводу дальнейшего развертывания системы ПРО США в Европе.

Белый дом хотел бы продолжить сокращение запасов ядерного оружия в России и Соединенных Штатах выходя за пределы норм, введенных после подписания договора СНВ-III, который четко ограничивает количество систем доставки и стратегических ядерных боеголовок, которыми может обладать каждая из стран. Чтобы этого достичь, Белому дому необходима поддержка России, чтобы противостоять американской оппозиции к этому договору со стороны «ястребов» из Конгресса. Вашингтон также хочет сотрудничать с Россией по ряду других вопросов, в том числе по ядерной программе Ирана и конфликте в Сирии. Соединенные Штаты также должны обеспечить нормальное функционирование Северной распределительной сети – основного логистического маршрута в Афганистан, который будет иметь решающее значение для вывода оттуда американских военных в течение ближайших двух лет.

Нерешенные вопросы

Хотя сворачивание ПРО создало условия для улучшения американо-российских отношений, они остаются все еще очень хрупкими и неустойчивыми. Первая реакция россиян на заявления США была более чем сдержанной. Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, например, заявил, что решение американцев – это никакая не уступка, а Россия по-прежнему против присутствия ПРО в Европе в каком бы то ни было формате.

Более того, США могут принять решение сосредоточиться на усилении другой межконтинентальной баллистической системы ПРО, которая по-прежнему будет вызывать возражения со стороны русских. В тот же день, 15 марта 2013 года, Хейгел объявил также о планах развертывания 14 дополнительных перехватчиков наземного базирования в Форт-Грили на Аляске. Эти ракеты теоретически способны защитить США от межконтинентальных баллистических ракет, хотя развитие программы и развертывание были омрачены многочисленными неудачами во время полевых испытаний. Сворачивание четвертого этапа размещения ракет ПРО SM-3 Block IIB в Европе также может привести к развертыванию дополнительных аналогичных систем противоракетной обороны вдоль Восточного побережья США.

Соединенные Штаты также вынуждены успокаивать своих европейских союзников по НАТО, обеспокоенных сворачиванием присутствия США в регионе. Хейгел сказал, что приверженность США делу защиты Европы остается железной, а другие американские официальные лица не преминули подчеркнуть, что первые три этапа Европейского поэтапного адаптивного подхода остаются на месте и на боевом дежурстве, чтобы защищать все европейские страны-участницы НАТО как минимум до 2018 года. Важно то, что первые три этапа развертывания ПРО в Европе включают пролонгацию присутствия американских войск в Польше и Румынии, тем самым снимая главные угрозы безопасности для стран Центральной и Восточной Европы, обеспокоенных возможностью сближения между Вашингтоном и Москвой. Военное присутствие США в Польше и Румынии будет оставаться главным существенным препятствием для потепления американо-российских отношений.

За последние годы отношения между Москвой и Вашингтоном стали напряженными из-за принципиальных столкновений по ряду вопросов, таких, как Сирия, торговые ограничения и принятие санкция, не говоря уже о противоракетной обороне. Примечательно, что никаких существенных договоренностей по этим и другим вопросам достигнуто не было ни во время встречи тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в декабре 2012 года, ни после встречи министра Лаврова с вице-президентом США Джо Байденом в феврале 2013 года. И хотя изменения в планах разворачивания американской системы ПРО в Европе является ключевым вопросом для России, они не решают всех проблем Москвы, особенно, связанных с изменениями технологий американской ракетной обороны или продолжением базирования соединений вооруженных сил США вблизи российских границ.

Популярні новини зараз

Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України

Росія продемонструвала можливість ядерного удару по Україні, - Defense Express

До 15300 гривень: українцям пояснили, чи можна збирати в лісі дрова і коли за це штрафують

У Києві посилять заходи безпеки та виставлять додаткові блокпости

Показати ще

ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»