Автоматическое сокращение военных затрат, или секвестрирование, которое произошло 1 марта 2013 года, ощутимо повлияет на возможности армии США предоставлять услуги безопасности во всем мире. Действующий закон, которым Конгресс США руководствуется при бюджетном финансировании всего правительственного аппарата до 27 марта 2013 года, и без того уже затронул военную мощь американцев. Чем дольше будет длиться секвестрирование, тем сильнее будут деградировать вооруженные силы США, а долгострочные последствия этого вообще сложно хоть как нибудь просчитать.
Анализ
Хотя Stratfor обычно не занимается внутренними проблемами Америки, геополитически этот случай является весьма существенным для всего мира. Американские вооруженные силы, а особенно – флот США, являются мощнейшим инструментом обеспечения планетарной системы безопасности. Секвестр, после вступления в силу, сразу же сократил военные расходы Америки на 8%, что составляет больше $500 миллиардов экономии на обороне за следующие 10 лет, раскиданных одинаково на все сферы оборонки и армии. Нынешняя резолюция уже ощутимо сказывается на самочувствии вооруженных сил США, так как военный бюджет остался на уровне 2011 года, а увеличение расходов остановлено, как и перераспределение среди бюджетов различных военных ведомств. 27 марта 2013 года Конгресс должен будет принять новый бюджет, расширить рамки этой резолюции и усилить сокращение правительственных затрат. И, скорее всего, так и будет.
И дело не в том, какова полная сумма сокращений, которые нанесут ущерб вооруженным силам США, проблема – это сам способ, которым будут осуществлены сокращения. Всесторонние сокращения, предусматривающие также и конфискацию имущества военных вместе с мерами, установленными продолжающейся резолюцией, ограничивают опционы планировщиков военного бюджета в том, каким образом распределить секвестрирование, а поэтому наносят ущерб всем военным бюджетам, программам, учениям и обучению, развертыванию сил реагирования и заготовке необходимых ресурсов.
Сокращение финансирования и боеготовность
Одна лишь угроза существенных сокращений бюджета уже возымела непосредственный эффект на боеготовность американских вооруженных сил. Флот США решился не развертывать вторую учебную кампанию в Персидском заливе, чем резко отступил от своей стандартной стратегии поведения в регионе. Теперь вторые учения будут служить в качестве «запаса прочности» на ближайшее будущее. Другие боевые соединения расширили свое присутствие на действующих театрах за счет задержки военнослужащих от возвращения на родину и замены их новобранцами, так как ощутимо дешевле обходятся боевые единицы, которые остаются на местах, чем перемещение солдат и оборудования через океаны и континенты.
Бюджеты на обслуживание различных родов войск уже сокращены или приостановлены в ожидании сокращений. Затраты на обучение всех, не столь критически важных неразвернутых сил запаса, также в значительной степени урезается. Такие шаги были предприняты, потому что благодаря им за относительно короткие сроки непосредственно экономятся крупные суммы денег, в противоположность высокобюджетным программам подготовки, на переформатирование которых могут понадобиться многие годы. Во многих таких случаях Министерство обороны США было бы вынуждено заплатить огромные штрафы, чтобы выйти из юридически обязательных договоров, пересмотр которых часто является очень дорогостоящим. Минобороны надеется, что сокращения будут недолгими, но чем дольше продолжается урезание расходов, тем сильнее вооруженные силы и военнослужащие теряют в своей боеготовности.
Средне- и долгосрочные эффекты могут быть еще более серьезными. Любая боевая единица – от бронированной машины Stryker до авианосца – требует большого количества денег, чтобы быть готовой к использованию в любом месте в любое время на запланированном уровне производительности. Военная техника требует, чтобы последовательное использование их поддерживало определенный уровень технической готовности, потому что машины не могут простаивать в течение многих месяцев и годов, а затем работать эффективно, если особенно необходимо незамедлительно принять соответствующие меры. Кроме того, персонал, управляющий этим оборудованием, должен поддерживать свои практические навыки посредством длительного и непрерывного обучения. Это обучение вызывает износ оборудования и, следовательно, требует постоянного технического обслуживания. Все эти меры необходимы только для того, чтобы поддерживать status quo. В конце концов, должен быть баланс между уровнем боеготовности войсковой единицы и суммой финансирования, необходимого для совершения операций и обслуживания, но если эти деньги больше не доступны, то не остается другого выбора, кроме как сокращать боеготовность.
Кроме того, необходима также модернизация оборудования, поскольку вооружения должны быть годными к использованию в рамках системы, используемой вооруженными силами для передвижения, выполнения боевых задач и коммуникации. Это непрерывный цикл, который если прервать, то есть серьезный риск нарваться на очень серьезные и длительные последствия. Например, представим себе ситуацию, что флот США заявляет о консервации четырех из девяти своих авиаперевозчиков, при этом полностью сворачивая деятельность еще четырех транспортных компаний на различных стадиях процессов обслуживания и выполнения операций. Такие меры оставили бы в распоряжении Соединенных Штатов лишь одну транспортную компанию в состоянии полной боевой и технической готовности в течение многих последующих лет. Этого будет достаточно, если мир останется относительно тихим, но одна большая чрезвычайная ситуация или множество маленьких застанут Штаты неспособными ответить надлежащим образом, если сравнивать с подобными ситуациями в прошлом.
В долгосрочной перспективе программы поставок новых вооружений будут или отсрочены, или сокращены вовсе, что окажет большое давление на существующие системы вооружений, требуя чтобы они функционировали дольше намеченных сроков эксплуатации, что в свою очередь опять таки устранит или задержит введение в строй лучшей техники и специалистов в вооруженных силах. Циклы подготовки являются очень медленными и требуются десятилетия, чтобы их осуществить; например, такой флот, который Соединенные Штаты хотят иметь через 20 лет, планируется уже сегодня. Ярчайшим примером ущерба, который может постичь армию из-за нехватки подготовки, операций, обслуживания и модернизаци, является текущее состояние вооруженных сил России. Российские военные все еще ощущают на себе последствия краха Советского Союза и последующих десятилетий пренебрежительного к себе отношения.
Сокращение присутствия в мире
Американские войска несут на своих плечах глобальные миссии безопасности и секвестрирование весьма ощутимо почуствуется в некоторых регионах. Потенциально, самым тяжелым испытанием будет ситуация на Тихом океане, который был фокусом новой стратегии Соединенных Штатов. Если Соединенные Штаты хотят сохранить свое присутствие на Тихом океане, их вооруженные силы должны получить еще больше ресурсов, чем это было запланировано изначально. Никаких определенных выводов не было сделано из изменения американского военного присутствия в Японии, кроме констатации возможного сокращения боевых авиапатрулей. Американские военные также сокращают свое присутствие в Южной Корее, уменьшая количество военных баз к югу от Сеула и сворачивая программы взаимодействия с южнокорейскими вооруженными силами. Сокращение военно-морского присутствия американцев в регионе лишь только зафиксирует текущий тренд.
Присутствие американских военных сокращается и в других местах земного шара. В зоне боевых действий в Афганистане сегодня находятся 66 000 военнослужащих, тогда как 34 000 военных планируют вернуться домой к концу этого года. Все американские «афганцы», кроме приблизительно 8 000 человек, возвратятся на родину до конца 2014 года. Боеготовность 5-го Флот США, размещенного в Бахрейне, напрямую затрагивается решением военно-морских сил США обходиться в Персидском заливе силами лишь одной транспортной бригады. Европа ждет сокращения количества американских ударных бригад с четырех до двух, что уже запланировано и является окончательным решением. Минимальное военное присутствие американцев в Африке и Южной Америке должно остаться относительно неизменным, так как оно преимущественно состоит из отрядов спецопераций.
Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
В ISW зафіксували високий рівень дезертирства окупантів
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Единственной самой большой проблемой, которая напрямую затронет боеготовность американской военной машины, будет сокращение ударной мощи американских войск. Если коридор «Сирия-Ирак-Ливан» станет еще более нестабильным, Соединенные Штаты окажутся не в состоянии ответить с той же самой силой, как это имело место быть в прошлом. Американские военные могут все еще передислоцировать свои боевые единицы и ресурсы в различные регионы мира, чтобы достигать своих стратегических целей, но активы эти будут изыматься из уменьшеного кармана ресурсов, а переброска их уменьшит присутствие в каком-нибудь другом регионе. Способность вооруженных сил США использовать один из наиболее мягких политических инструментов — совместные военные учения — также находится под угрозой.
Сокращенное относительное доминирование
Все это не означает, что американские вооруженные силы будут немедленно уничтожены или что они попадут в условия, напоминающие ситуацию российских военных в 1990-ых. Эффективность вооруженных сил измеряется их перевесом относительно потенциального противника, а Соединенные Штаты в этом случае впереди планеты всей вот уже в течение многих десятилетий. Однако, если вооруженные силы не развивают свои способности, в то время, как вооруженных силы других государств это делают, то их относительная мощь уменьшается. Это означает, что после секвестрирования или продления мер действующего законодательства, американские войска останутся доминирующей на планете силой в течение еще многих последующих лет, но не столь доминирующими, как это было когда-то по отношению к вооруженным силам других акторов.
Существует множество мер, благодаря которым можно смягчить негативные эффекты, вызванные сокращением финансирования. Конгресс США может продолжить задерживать принятие соответствующих разделов бюджета и оставить проблемы вооруженных сил в неопределенном состоянии. Также он может провести некоторые изменения, такие, как разрешение Министерству обороны быть более самостоятельным насчет того, каким именно образом будут осуществляться эти сокращения. Однако, от сокращений военного бюджета уже имеются предварительные эффекты, и чем дольше продолжаться эти сокращения, тем выше риск деградации способностей и боеготовности американских военных. Секвестрирование не обязательно является недопустимым для Соединенных Штатов, учитывая послевоенную ситуацию. Исторически всегда имел место тренд сокращения расходов и сворачивания сил заграничного базирования. Однако, планировщики Пентагона всегда входили в послевоенный период с целью не нанести ущерб военной мощи США посредством сокращений и урезаний бюджета.
***
Напомним, ранее «Хвиля» опубликовала перевод статьи Линды Робинсон из журнала Foreign Affairs «Будущее американских военных спецопераций», где рассматривались проблемы переформатирования американской военной машины соответственно вызовам нового времени. О трансформации американских вооруженных сил написал также Стивен Метц в статье «Горизонты стратегии: зачем Америке две армии?».Рекомендуем нашим читателям также ознакомиться с докладом Юрия Романенко «Угроза глобальной войны: движущие силы, противоборствующие коалиции и перспективы Украины».
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»