Вновь возникшая политическая нестабильность в Италии угрожает углубить кризис Еврозоны в то время, когда валютный союз только-только начал проявлять хоть какие-то признаки улучшения финансовой ситуации. Уже сегодня проблемы в Италии создают напряженность в Германии.
Во вторник 26 февраля 2013 года Пеер Штайнбрюк, кандидат на пост немецкого канцлера от Социал-демократической партии Германии заявил, что политическая нестабильность в Италии может стать большой проблемой для Еврозоны. Он обозвал лидера итальянского Движения пяти звезд Беппе Грилло и лидера партии «Народ свободы» Сильвио Берлускони популистами и клоунами. Несколько членов правительства Ангелы Меркель на этой неделе призвали итальянские партии восстановить стабильность и продолжить реформы, проводимые уходящим премьер-министром Италии Марио Монти.
Озабоченность немцев итальянскими событиями вызвана прежде всего политическими причинами: успех на выборах Движения пяти звезд, критикующего правящую элиту и отвергающего лидерство Германии в Европейском Союзе, может быть воспроизведён политическими партиями других европейских стран. Нестабильность в Италии может воспрепятствовать планам Берлина в наведении порядка и обеспечения политической и финансовой помощи стране, проголосовавшей против мер жесткой экономии, разработанных Европейским Союзом и поддерживаемым Германией. Также все это может нанести серьезный вред шансам Ангелы Меркель переизбраться в этом году. В конце концов, Германия рискует тем, что другие государства-члены Еврозоны, особенно, периферийные, могут задействовать более жесткую риторику в своей критике берлинского руководства.
Анализ
Лидеры Германии внимательно следят за политической ситуацией в Италии. Нестабильность в Италии может вызвать рост стоимости заимствований для многих стран Еврозоны. Это является предметом пристального внимания со стороны правительства Испании, которая получила рефинансирование своих банков в 2012 году, что позволило ей избежать суверенного дефолта. В течение последних месяцев Мадрид имел дело с высокими, но терпимыми затратами по обслуживанию своих заимствований. Испанское руководство сегодня опасается политических потрясений в Италии, которые могут сбросить Мадрид назад в эпицентр финансового кризиса в Европе.
Страны Еврозоны под давлением рынков до сих пор следовали стратегии Германии. Даже в то время, когда в этих странах, свергнув старые администрации, к власти приходили оппозиционные правительства, они продолжали реализовывать непопулярные реформы в обмен на финансовую помощь. Итоги итальянских выборов могут изменить динамику и баланс сил в Германии, что заставит её вести себя более любезно по отношению к проблемным странам в целях сохранения Еврозоны в целости.
Именно поэтому основной причиной беспокойства Германии в отношении итальянских выборов являются политические, а не финансовые факторы. Усиление политического авторитета Движения пяти звезд, а также лидерство Сильвио Берлускони в опросах общественного мнения (основывающееся, главным образом на его критике немецкого руководства), вызвали обеспокоенность в Берлине. И если Германия имела дело с Берлускони в прошлом, то Движение пяти звезд стало новым элементом в игре. Беппе Грилло, лидер Движения, весь пафос своей избирательной кампании направил на критику итальянской правящей элиты, а также поставил под сомнение лидерство Германии в преодолении европейского кризиса, предположив, что Италия может покинуть Еврозону. Успех избирательной кампании Движения пяти звезд создал прецедент того, что антисистемная политическая сила может быть избирательно успешной в стране, погрязшей в рецессии и росте безработицы.
Угрозы стабильности
Немецкие страхи носят двоякий характер. С одной стороны, Берлин беспокоит то, что Италия может отказаться от жесткой экономии и испортить отношения с Брюсселем, столь кропотливо до сих пор выстраиваемые технократическим правительством Марио Монти. Также Германия опасается, что Италия может наладить более тесные связи с Францией и, возможно, с Испанией, в попытке избавиться от политики жесткой экономии и искать альтернативные подходы к решению проблем европейского кризиса.
С другой стороны, ропот и рост возмущения при обсуждении фундаментальных причин кризиса в Европе также навевает страх на Берлин. Евровалюта объединяет 17 европейских стран с разными уровнями экономического развития и конкурентоспособности. Создание единой валюты увеличило экспорт Германии и упрочило положения объединенной Германии в качестве ведущей экономической державы Евросоюза. Сейчас вопрос состоит в том, кто будет нести основное бремя смягчения последствий кризиса в Европе: периферия субконтинента через посредством жесткой экономии, или его центр, в первую очередь Германия, через постоянное дофинансирование Еврозоны.
Этот вопрос считался закрытым еще несколько лет назад, но сегодня откровенно антисистемные партии и движения во весь голос требуют доступа к власти. Впервые эта проблема была поднята греческим блоком СИРИЗА в прошлом году и итальянским Движением пяти звезд в этом году. Это положило начало новой традиции: теперь все больше новых партий и движений в других странах Еврозоны поднимают те же вопросы. До сих пор традиционные партии лишь робко намекали на оспаривание лидерства Германии во время кризиса. Но поскольку радикальные партии сегодня стали частью европейского политического мейнстрима, то уже не за горами переформатирование европейского статус-кво.
Изменение общеевропейской политической динамики может привести к существенным внутриполитическим сдвигам в самой Германии. Возвращение нестабильности в Италию происходит в очень неподходящее время для правительства Ангелы Меркель. В сентябре в Германии пройдут всеобщие выборы, а Меркель не хочет, чтобы возвращение политической и экономической нестабильности в Европу поставило под угрозу ее переизбрание. До сих пор немецкие избиратели приветствовали стратегию своего канцлера, строго требующей существенных реформ и централизованного надзора за странами-получателями в обмен на помощь. Новые вспышки финансового кризиса из-за нестабильности в Италии могут поставить под сомнение европейскую программу Меркель. Если в зависимости от конъюнктуры на рынках и от политической ситуация в Италии давление внутри Еврозоны будет расти, выдохшаяся Меркель, скорее всего, станет более открытой и восприимчивой к возможному вмешательству Европейского центрального банка, так как это не будет связано непосредственно с деньгами немецких налогоплательщиков. Тем не менее, даже такая альтернативная стратегия действующего немецкого правительства может оказаться непопулярной у себя дома.
Итальянский кризис угрожает не только вернуть нестабильность в Еврозону, но также показывает, что Германии становится все труднее обеспечить согласие нового итальянского правительства согласовывать свои действия с Берлином. В ближайшие месяцы Берлин будет стремиться заставить другие страны ЕС реализовать реформы по германскому сценарию, чтобы восстановить доверие инвесторов. Давление ситуации на рынках, понижение оценок рейтинговыми агентствами и рост стоимости заимствований являются серьезными аргумента на пользу позиции Берлина и могут заставить периферийные страны проводить реформы, независимо от позиции Германии.
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Как бы не развивалась ситуация, Германия столкнется с дилеммой. Немецкий избиратель ценит то, что Берлин берет на себя львиную долю ответственности за будущее Европейского Союза и влияет на структурные изменения в других странах. С другой стороны, образ Германии в качестве эффективного кризисного менеджера может быть сильно помрачен, поскольку она своими действиями может углубить политический кризис в других странах и укрепить неприятие стратегии Германии, как это показали последние выборы в Италии.
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»