Пока премьер Франции Жан-Марк Эйро надеется на скорый экономический подъём, другие остаются скептиками. Инструменты, которыми он пользуется для просчитывания наперёд, являются чересчур оптимистическими.

Премьер-министр Жан-Марк Эйро настаивает на соблюдении стратегии роста и дефицита, что идёт вразрез со всеми прогнозами, в том числе теми, которые даются самыми официальными учреждениями типа ВМФ. Мы понимаем, что правительство нацелилось на амбициозную цель, однако в данный момент нельзя забывать о реализме. Неужели «Метод Куэ» (лечение самовнушением) стал единственным средством работы правительства?

В предыдущих публикациях, мы исследовали причины сделанного в начале осени выбора, который привёл Францию к самому серьёзному кризису за послевоенное время. Речь идёт о т.н. паскалевском, а по правде говоря дурацком, «пари» президента Республики. Это пари, как нам представляется, основано на «циклической» теории экономики (теории, которая простыми словами описывается фразой: после грозы всегда хорошая погода…) и на надежде, довольно призрачной, сильного роста американской экономики в 2013. На самом деле, фискальные и бюджетные оковы, весящие тяжким грузом на американской экономике, таковы, что рост можно смело исключить. Остаётся только поверить в прогнозы, сделанные по модели «MESANGE», которую использовал INSEE (Французский институт статистики и экономических исследований -прим.Хвилі).

Факт того, что один из руководителей этой модели сегодня является национальным секретарём Социалистической партии, придаёт такой вере дополнительных очков. Однако эта модель на самом деле морально устарела, в особенности в части значения мультипликатора публичных расходов и INSEE уже приступил к доработке своих прогнозов на 2013 г. Речь идёт о выработке отношения к тому, что ухудшение экономической ситуации – это цена, которую нужно платить за поддержку евро, а также к осознанию недопустимости резкого нарастания разочарования населения. Эта модель отражает гипотетическую надежду подъёма после лета 2013 г, прекрасно зная, что это менее чем правдоподобно, надеясь также предотвратить открытое возмущение масс следующей весной.

Ситуация выглядит сегодня значительно запущенной и так будет продолжаться весь 2013 год. Последние данные, опубликованные INSEE, учитывающие очень слабый рост (менее 0,3% против 0,8% по прогнозу правительства) соответствуют сценарию, остающемуся на данном этапе довольно оптимистичным. Однако, за исключением строительства, где падение активности умеренное, всё остальное – это настоящий обвал и в промышленности и в сфере услуг.

График 1

Анализ различных данных показывает, что INSEE довольствовался экстраполяцией цифр конца 2012-го г на 2013 год. Но у нас есть веские причины считать, что внутренний спрос снизится намного более быстрыми темпами в 1-м полугодии нового года, чем это видит INSEE. Этому две причины.

Первая причина внутреннего свойства. Нужно ожидать, судя по предположениям о доходности, сделанным INSEE, замены потребления сбережением. Этому много причин: конец года традиционно время высокого потребления, и брать его за основу для времени после праздников нельзя; к тому же, трудности с получением пенсии побудят тех французов, которые в состоянии это сделать, начать откладывать деньги, копить. Так уже было в 1995 г. Добавим к этому, что прогнозы INSEE о росте безработицы не отражают реальности. Тогда как безработица растёт примерно на 45000 человек в месяц (что почти 1500 новых безработных в день), предположение было о цифре в 75000 на 1-ое сентября (т.е. 12000 в месяц). Как число безработных притормозит с 45000 до 12000 чел/месс, загадка. Даже если среднее число безработных сократится до 30000 в мес, то на 1-ое сентября мы будем иметь 180000. В общем, такая ситуация заставит тех людей, у которых ещё есть работа, активно задуматься об откладывании средств «на чёрный день», и это независимо от пенсионных проблем.

 

Вторая причина — внешнего свойства. Объём потребления, подтягивающий производство, повлиял на уменьшение импорта и увеличение экспорта. Он (объём) является, таким образом, одним из факторов, определяющих степень общей конкурентоспособности французской экономики. Однако, как объясняется в последнем опубликованном отчёте, Франция будет подвергаться значительному конкурентному давлению как вне зоны евро, в особенности в связи с вероятной японской девальвацией, так и внутри зоны евро в связи с политикой дефляции, проводимой Испанией и Италией.

ВВП. За 100 взят показатель 1-го кв.2008г. По оси х – кварталы года.

Нужно ожидать относительно крупного сокращения потребления, которое не сможет уравновесить инвестирование, которое будет оставаться низким.

Следовательно, нужно готовиться к ухудшению экономической ситуации в 2013-м году. С этой точки зрения, даже цифры от 0,4% до 0,2%, что намного ниже правительственных прогнозов, кажутся нам излишне оптимистическими. В отсутствии новых мер бюджетного регулирования, рост французской экономики, очевидно, будет равен от -0,2%  до -0,4%, что отклоняется на 1-1,2 пункта от прогнозов правительства Ж-М.Эйро. Отметим, что такое отклонение будет иметь серьёзные последствия для бюджетного дефицита, который будет находиться в районе -3,8% от ВВП вместо 3,0%.

Популярні новини зараз

За лаштунками найбільшої криптотаємниці: HBO розкриває нові деталі особи Сатоші Накомото

В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося

Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни

Ультиматум для Путіна: що пропонує опозиція Німеччини

Показати ще

Удельный вес долга в процентном отношении от ВВП автоматически увеличится до 1,75%. К тому же, подвергнутая двойному прессингу вне зоны евро и внутри неё, ткань французской промышленности будет продолжать разрушаться следующие 10 лет. Мы всё больше и больше будем терять рабочие места с относительно высокими зарплатами взамен таких, которые в своём большинстве, будут очень плохо оплачиваться.

Тут нужно уточнить, что общество без индустрии – это общество, в котором неравенство в доходах развивается бесконтрольно и безмерно. Выбор в пользу индустрии – это также, а, с некоторых пор, и в первую очередь — социальный выбор. Нужно также сказать о видимом упрямстве Ж-М.Эйро (и Франсуа Олланда) обеспечить достижение Францией своих целей и в экономическом росте и в бюджетном дефиците любой ценой. Весьма возможно, что сегодня у них появляются сомнения в возможности достижения этих целей. Они наверняка знают, что их политика потерпела неудачу. Но ещё более вероятно, что они откажутся признавать реальность, так как это не оставило бы им никакого иного выбора, кроме следующего.

Или Франция должна в свою очередь принять политику «внутренней девальвации», чтобы попытаться поддержать свои устремления и поспособствовать своей конкурентноспособности, но это подразумевает такой упадок внутреннего спроса, что число безработных повысится до 4,5 млн. чел ближе к 2014 или в 1-м полугодии 2015.

Или Франция должна выйти из зоны евро и путём сильной девальвации мгновенно восстановить свою конкурентоспособность.

Первое предложение, очевидно, не подходит для правительства, состоящего из т.н. «левых». Как можно объяснить электорату, почему будущее приносит пагубную массовую безработицу и упразднение социальных прав? Второе – политически противоречиво всем тем прокламациям, сделанным с мая прошлого года.

Остаётся только «метод Куэ»…

 

Источник: atlantico.fr. Перевёл Иван Кармин, «Хвиля».