Ожидается, что президент России Владимир Путин посетит в конце этого месяца саммит ЕС- Россия. Но он хочет быть уверен, что хозяева саммита будут приветствовать его в качестве представителя Евразийского Союза — любимого геополитического детища Путина, имеющего много общих черт с ЕС.
Дата встречи на высшем уровне пока еще не обнародована, но согласно полуофициальным данным из дипломатических кругов Путина в Брюсселе ждут 21 декабря 2012 года.
Российский лидер после отмены нескольких заграничных поездок из-за очевидных проблем со здоровьем впервые предстал перед иностранной публикой 3 декабря в Стамбуле и выглядел вполне сносно.
Это будет уже вторая встреча в этом году после первого саммита в Санкт-Петербурге в июне месяце, где Путин представил основные условия для подписания нового рамкового соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом.
Путин тогда сказал, что он продвижения в переговорах не состоится, если ЕС не формализирует отношения с так называемым Единым экономическим пространством, в котором участвуют Россия, Беларусь и Казахстан. Эти три страны организовали также и таможенный союз.
Хотя отношения между бывшими советскими республиками все еще пребывают в стадии становления, Путин публично продвигает таможенную и экономическую интеграцию в качестве основы растущей интеграции и стремится расширить союз за счет других стран бывшего СССР, в том числе и Украины.
Отношения ЕС и России в настоящее время регулируются заключенным в 1997 году Договором о партнерстве и сотрудничестве, который должен был быть заменен через 10 лет новым соглашением. Но переговоры по новому договору зашли в тупик.
Россия хочет, чтобы новый договор с ЕС учитывал и её новые соглашения с соседними странами. Тогда как представители Евросоюза – президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй – утверждают, что у ЕС нет мандата на отношения с Единым экономическим пространством.
Россия недавно стала членом ВТО. Но вхождение в эту организацию Казахстана и, особенно, Беларуси требует времени, что разрушает любые планы подписания нового договора между Брюсселем и Москвой.
И все указывает на то, что Кремль не собирается менять своих установок насчет формата своих будущих отношений с ЕС.
ЕС не может иметь отношений исключительно с Россией
Официальные лица РФ и ЕС показали наличие глубоких разногласий на конференции, организованной 3 декабря брюссельским аналитическим центром Centre for European Policy Studies (CEPS).
Представитель Евразийского Союза Татьяна Валовая дала четко понять, что «общего экономического пространства» между исключительно Российской Федерацией и Евросоюзом быть не может, но только лишь между ЕС и Евразийским Союзом. Она также завила, что готова начать «все необходимые консультации» по этому поводу с Еврокомиссией.
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
В Україні почнуть діяти нові правила для водіїв: що зміниться з лютого
Оскаржити не можна: українським водіям почали надходити нові штрафи
Ці цифри мають насторожити: українцям пояснили, коли краще не брати слухавку
Её заявления получили горячее одобрение со стороны нескольких русских высокопоставленных чиновников, в том числе и от посла России в ЕС Владимира Чижова.
Валовая раскритиковала доклад CEPS, представленный исследователем Грантом Костаняном, который заявил, что перспективы экономической интеграции в будущем Евразийском экономическом союзе являются «неблагоприятными».
Костанян сравнил ЕС на его ранней стадии развития с современным состоянием Евразийского Союза. Он отметил несбалансрованность структуры Евразийского Союза (Россия «слишком большая» сравнительно со своими партнерами), а также ограниченность обмена между Россией с одной стороны и Беларусью и Казахстаном с другой, учитывая относительно высокую зависимость этих стран от экономики России.
Кроме того, практически не существует товарооборота между Беларусью и Казахстаном, сказал Грант Костанян. Он также отметил наличие многих нетарифных барьеров и ненадежность судебной практики, которая несет в себе угрозу постоянных торговых споров.
Валовая ответила, что представитель CEPS, «конечно же», использовал «правильные методы для анализа», но у него «недостаточно информации» о региональной интеграции России, которую она обязалась предоставить. Она сказала, что Таможенный союз создавался по образцу ЕС. Также Татьяна Валовая подчеркнула и некоторые «преимущества» Таможенного союза по сравнению с ЕС, ссылаясь на отсутствие парламентского контроля.
Мнения в ЕС по поводу Таможенного союза разделились
Петер Балаш, заместитель генерального директора Еврокомиссии по вопросам торговли, в свою очередь соглашается в выводами доклада CEPS и характеризует ТС «не более чем частичным таможенным союзом».
Он также заявил, что ЕС приветствует создание несколько иного таможенного союза на своих границах, способствующего либерализации экономических отношений.
Но также добавил, что Таможенный союз, заинтересованный в повышении тарифной защиты, создаст проблемы для Казахстана, самого либерального из государств, входящих в него, после вступления в ВТО.
Похоже, что Россия нарушает правила ВТО, сказал он, добавив, что в связи с этим существует некоторая обеспокоенность в Брюсселе, в том числе из-за импортных барьеров, несовместимых с правилами ВТО.
«На этом этапе мы не думаем, что существуют условия для подписания соглашения между ЕС и Таможенным союзом. Просто потому, что (Евразийский) Таможенный союз не соответствует требованиям ВТО», — сказал г-н Балаш.
От Лиссабона до Владивостока?
Питер Балаш также добавил, что создание зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, как об этом мечтает Путин, «подождет» до тех пор, пока условия соглашения о свободной торговле между ЕС и Таможенным союзом остаются без изменений.
Украина как страна, которая, в отличие от России, стремится ко вступлению в ЕС, очень ревностно отреагировала на тот факт, что Москва проводит два саммита с ЕС в 2012 году без привлечения Киева. Когда у Татьяны Валовой спросили, какое место занимает Украина в планах России, она ответила, что не имеет значения, с кем именно у Киева будут «особенные отношения» — с продвигаемым Росиией Таможенным союзом, или с ЕС, если в итоге «получится общее экономическое пространство между Евразийским экономический союзом и Европейский Союзом».
«Для меня нет никакой разницы, станет Украина частью будущего Евразийского экономического союза, или заключит договор о зоне свободной торговле с ЕС», — заявила г-жа Валовая.
Петер Балаш в свою очередь заявил, что торговое соглашение между ЕС и Украиной будет «готово к подписанию» в «ближайшие месяцы». Он отметил, что Украина гораздо больше выиграет от более тесных торговых связей с ЕС, чем с союзом под предводительством русских.
Источник: EurActiv, перевел Сергей Одарыч, «Хвиля»