Генеральное не восприятие миром российской агрессии на Украине проявилось в отношении министров иностранных дел стран двадцатки самых развитых стран мира во время саммита в Индонезии. Они в большинстве отказались от совместной фотосъемки и многие из них не пришли на общий ужин в знак несогласия присутствия министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Нельзя сказать, что Лавров был полностью уединенным. Он провел встречи с главами МИД стран БРИКС, где Китай достаточно крепко держится российской стороны, хотя и говорит о необходимости окончания конфликта в Украине.
Пекин упорно не желает говорить, что это неспровоцированная война против Украины, начатая Россией. Все остается на уровне тезисов какого-то конфликта, где непонятно, кто на кого напал, но все нужно завершить дипломатическим путем. В принципе, это позиция поддержки политики Владимира Путина, который перед началом войны побывал в Китае для укрепления двустороннего сотрудничества, где очевидно заручился поддержкой в предстоящей войне, которую планировал начать в Украине.
На этой встрече Китай мог бы обратить внимание российского президента, чтобы тот воздержался от шагов, уничтожающих всю действующую систему международных отношений, установленных по окончании Второй мировой войны, но похоже, что Пекин не очень беспокоит ситуация, которую создала Россия своим актом агрессии. При этом Китай является страной-гарантом территориальной целостности Украины в соответствии с Будапештским меморандумом. Напомню, что Украина тогда отреклась от третьего в мире ядерного потенциала, который был в десять раз больше, чем тогда имел Китай как государство-член ядерного клуба. Пекин, как и Россия, США, Великобритания и Франция, принял с одобрением такую позицию Киева и поставил свою подпись под документом о гарантиях территориальной целостности Украины.
Но в ситуации, когда одна страна-гарант украинской территориальной целостности в 2014 г. нападает на независимое государство основатель ООН с международно признанными границами, когда говорим о Крыме, и никто в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне и Париже решительно не поставил вопрос о военной поддержке Украины, так почему бы сейчас в 2022 г. Китай потребовал бы вывода российской армии с украинской территории.
Только призывы к дипломатическим переговорам, которые предлагает и Москва, когда уже оккупировала большие украинские пространства и имеет аргументы для торговли исключительно чужим территориальным ресурсом. Опять же, только Китай мог бы послушаться Владимир Путин, если бы Пекин осудил российскую агрессию. Но этого, к сожалению, нет. Так, Китай требует каких-то дипломатических переговоров, покупает дешево российскую нефть и не против ослабления России, которая вошла в клинч на западном направлении, и смотрит не использовать ли российский прецедент по полному уничтожению действующего международного права, когда получается, что многие вещи можно решать за счет угроз и грубой силы. Китай в этом смысле один из сильнейших игроков, но падение нашей планеты в пропасть постоянных войн и насилия может привести к Третьей мировой войне, где не будет победителей и проигравших, а возможно уничтожение всей человеческой цивилизации.
Все начала Москва, и все можно остановить, дисциплинировав Кремль. Но Китай не торопится действовать. Наступает ослабление Москвы, которая всем выставляет счета по поводу необходимости своего исторического расширения, забыв, что в свое время украла у Китая огромные просторы Дальнего Востока и юга Восточной Сибири. Там сейчас практически нет российских войск, все отправлены на фронты Украины. Только российские стратегические вооружения на всякий случай направлены на Китай, не дающие Пекину повод вернуть свои исторические территории. Главным образом это ракеты с ядерными боеголовками, которые были перемещены из Украины в Россию в середине 90-х годов прошлого века, когда был подписан Будапештский меморандум.
Кремль всегда знал о слабости своей границы на Дальнем Востоке и одно время довольно настороженно относился к Китаю. Но Москва поняла, что не может никоим образом увеличивать свои территории на Дальнем Востоке и вошла в опасный разворот захвата чужих земель на западном направлении. Здесь нет никаких конфликтов с Пекином и можно получать от него постоянную поддержку в борьбе с влиянием западного мира.
Украина пошла по пути интеграции с западными институтами, и это для Пекина не лучший вариант, так что он не будет жестко влиять на московскую агрессивную политику. Кровавые события в Украине ослабляют Россию и частично Запад. Эта война полностью противоречит международному праву, поэтому ее поддержка означала бы открытое поощрение агрессора. А так, минимальное осуждение политики России, зарабатывание огромных средств на российских затруднениях, что гарантирует рост китайской экономики.
Сейчас все теряют. Больше всех Украина, Россия средне, но она надеется все компенсировать территориальными захватами украинских пространств, меньше теряет коллективный Запад, при этом Китай в плюсах. Только еще до конца неизвестно, собирается ли Пекин конвертировать эти экономические плюсы в какой-нибудь новый военный поход. Но это уже станет известно в скором времени.