В Германии выразили уверенность, что каждый евро, вложенный в ликвидацию опасного оружия, — хорошая инвестиция. Уполномоченный правительства Германии по вопросам разоружения также сообщил, что в 2011-2014 годах НАТО запланировала ликвидировать в Украине 75 тысяч тонн боеприпасов, 360 единиц огнестрельного оружия и три миллиона противопехотных мин. По данным ФРГ, в 2005-2011 годах под руководством специалистов из США в Украине уже уничтожено 15 тысяч тонн боеприпасов. Финансовая доля Германии в этом проекте составила 50 тысяч евро.
Заметим, что в данном случае речь идет о проекте фонда НАТО ТRUSТ по уничтожению избыточных боеприпасов, легкого вооружения и стрелкового оружия и переносных зенитных ракетных комплексов в Украине. Этот проект разделен на четыре этапа и рассчитан на 12 лет — до 2018 года. Согласно ему предполагается утилизация в Украине одной тысячи единиц переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), 133 тысяч тонн боеприпасов и 1,5 миллиона единиц легкого вооружения и стрелкового оружия.
С одной стороны, дело, казалось бы, нужное — по крайней мере, в части, касающейся боеприпасов. Из 1,7 млн. тонн ракет и снарядов, лежащих порой под открытым небом на объектах военного ведомства с 1991 года, к 2005 году уже около 1,2 млн. тонн (а это 70% всего подобного «добра»!) требовали немедленной утилизации. А на 2012 эта цифра упрямо приближается к 90%.
Но сравним цифры: надо утилизировать 1,7 млн. тонн, а НАТО выделяет средства на жалкие 133 тыс. тонн, причем растягивает удовольствие до 2018 года. Ясно, что такая помощь никак не спасает «взрывоопасную» Украину. Зато дает возможность под этой маркой «резать» заодно и остатки запасов оружия, которые остались в Украине. А ведь это оружие и сегодня пригодно для использования, его можно без труда модернизировать. Теми же автоматами и пулеметами Калашникова сегодня воюет полмира и будет воевать еще десятилетия.
Аргумент, что такое большое количество оружия не нужно Украине с ее постоянно сокращающейся армией, критики не выдерживает. Во-первых, ясно, что нынешние сокращения в условиях украинской внеблоковости — это авантюра, и вызвана не объективной оценкой существующих угроз (например, со стороны той же Румынии), а исключительно желанием сэкономить на военной сфере. Следовательно, при более благоприятной экономической ситуации армию снова придется увеличивать, однако вооружать ее уже будет нечем. А во-вторых, оставление оружия только в войсках при ликвидации запасов означает, что Украине попросту нечем будет вооружать свой мобилизационный резерв в случае начала широкомасштабного конфликта и проведения всеобщей мобилизации.
Заметим, что нынешняя отправка на металлолом автоматов-пулеметов и ПЗРК (кстати, самое идеальное по соотношению эффективность/стоимость оружие против нынешней главной силы вооруженной агрессии — авиации) — это лишь последнее действо, проводимое НАТО под занавес эпопеи с полным разоружением Украины.
Лишившись на заре независимости стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 (которые объективно не были нужны Украине) при президенте Викторе Ющенко, в январе 2006 года, на аэродроме под Полтавой был уничтожен и последний дальний бомбардировщик Ту-22, а затем и крылатые ракеты Х-22 к нему. Деньги для утилизации украинских самолетов выделил тогда Конгресс США. Что интересно, американцы подвели «обескрыливание» украинских Воздушных сил (тогда они еще назывались «по-человечески» — ВВС) под двустороннюю «Программу совместного уменьшения угрозы», хотя видимых причин для этого не было. Дело в том, что эта программа направлена на ликвидацию на берегах Днепра стратегических наступательных вооружений, коими Ту-22 никогда не были. Кстати, во времена подписания знаменитого договора ОСВ-2 между США и СССР о сокращении вооружений тот же Конгресс США устраивал специальные слушания по вопросу, считать или нет Ту-22 стратегическим. Однозначно решили — нет, это представитель именно дальней авиации. Но американцы почему-то решили Украину их все-таки лишить. В итоге с ликвидацией Ту-22 «взрослая» бомбардировочная авиация вымерла в Украине как класс, а в составе Воздушных сил остались только тактические и военно-транспортные «борты».
Ну ладно, что при прозападном Ющенко НАТО добивалось своего. Была надежда, что с приходом Виктора Януковича эта пацифистская вакханалия прекратится. Но нет — весной 2011 года был порезан на металлолом и последний из ракетных комплексов 9К72 (по классификации НАТО — «Scud-В», или «Скад»), находившихся в составе Вооруженных сил Украины. Сам процесс ликвидации украинских «Скадов» растянули на несколько месяцев, причем порадоваться этому зрелищу приезжал на 48-й арсенал хранения боеприпасов вблизи города Калиновка в Винницкой области теперь уже бывший посол США в Украине Джон Теффт. Работы по уничтожению последних украинских «Скадов» проводила украинская корпорация «Содружество» под контролем специалистов американской компании «Global Offshore Projects». В рамках реализации этого проекта в течение 5 месяцев были уничтожены сами комплексы и около 200 ракет для них.
Необходимо отметить, что комплексы «Скад» были последними серьезными вооружениями в Вооруженных силах Украины, т.е. являющимися оперативно-тактическими и способными нести ядерный боезаряд. Эти комплексы за свою жизнь в украинской армии пережили немало «приключений». Созданные еще в конце 50-х годов прошлого столетия, украинские «Скады» были поводом для сильнейшего давления со стороны Вашингтона. Долгое время США фактически вымогали, чтобы Украина порезала свои «Скады», аргументируя ее присоединением к международному Режиму по контролю над ракетными технологиями (РКРТ) и договоренностям, существующим по ракетам малой и средней дальности (РСМД). Хотя ни под какие международные договоры это оружие не подпадало. Украине согласно этим международным договоренностям запрещено иметь ракеты с радиусом действия более 500 км, а «Скад» может «работать» только до 300. В 1998 году все эти комплексы, имеющиеся в Вооруженных Силах Украины, были сведены в три ракетные бригады 1-й ракетной дивизии (в каждой бригаде — до 18 «Скадов»), а затем, по мере их списывания, бригады были расформированы.
Стоит сказать и несколько слов о самой Программе совместного уменьшения угрозы. Возникла эта Программа в 1993 году благодаря принятому в конце 1991 года закону Нанна-Лугара (по фамилиям сенаторов — соответственно, демократа и республиканца), целью которого было в интересах национальной безопасности США содействовать правительствам новых независимых государств на просторах бывшего СССР в выполнении ими обязательств по контролю над вооружениями и в обеспечении сокращения стратегических ядерных вооружений и их носителей. В 2001 году, через десять лет осуществления Программы, правительство США констатировало, что выделило на ее реализацию в общей сложности более 4 миллиардов долларов. Как известно, американцы доллары на ветер не бросают…
Основные мероприятия Программы проводились совместно с национальными правительствами, Государственным департаментом и министерствами энергетики, обороны и торговли. Проекты в рамках Программы осуществлялись в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Латвии, Литве и Узбекистане.
Но в плане реализации Программы совместного уменьшения угрозы между Россией и Украиной есть очень существенная разница. В России, действительно, за американские средства ликвидировано немало образцов вооружений, боеприпасов и объектов инфраструктуры. Но при этом в основном речь идет о тех осколках бывшего советского могущества, которые безнадежно устарели, — то есть россияне избавились от ненужных им «излишков» за американские деньги. К тому же была уничтожена лишь часть от имеющегося значительного потенциала России. В то время как в Украине фактически пущено под нож все оружие, «имеющее право» называться стратегическим или оперативно-тактическим.
С порезкой «Скадов» в Вооруженных силах Украины остаются только ракетные комплексы типа «Точка» дальностью действия 70-120 км в разных модификациях. Комплексы весьма устаревшие, да и дальность действия говорит за себя — заменой «Скадам», которые фактически были украинским оружием сдерживания, их никак не назвать. Правда, в апреле 2009 года украинская власть заявила, что через 2,5 года Украина начнет собственное производство оперативно-тактических ракетных комплексов «Сапсан». Однако и три года спустя этот ракетный комплекс существует только на бумаге. В 2010 году программу их производства в Минобороны вообще вычеркнули из списка финансируемых программ, но потом вернули. Однако тут же весной 2011 года в три раза сократили запланированное на него финансирование. В нынешнем году также явно будет не до этого комплекса — деньги нужны для выполнения социальных инициатив президента. А там и президентские выборы не за горами.
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
Шахрайство навколо пенсій: експерт викрив 3 нові схеми
АЗС Київщини показали, що відбувається з цінами на бензин, дизель та автогаз
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
Таким образом, медленно, но уверенно Запад делает Украину полностью «беззубой» державой. Понятно, что НАТО не нужна внеблоковая Украина с сильной армией. Но вот зачем слабая и беззащитная держава понадобилась самой украинской власти? Это вопрос.
источник: odnarodyna.com.ua