Отечественные НПЗ почти остановлены. Зависимость Украины от импорта нефтепродуктов становится критической. Разгар сезона отпусков, плавно переходящий в начало посевных работ, являются традиционным периодом роста спроса и цен на нефтепродукты. Сейчас удовлетворение спроса на автомобильное топливо украинских потребителей возможно лишь благодаря импорту.
Отрасль в кризисе
Эксперты уверяют, что в такой ситуации дефицит бензина является логичным следствием отраслевого кризиса. Цифры это подтверждают. Не дай бог нам еще внешних раздражителей, таких как очередная волна мирового кризиса или негативные последствия нестабильности в ЕС, т.к. при данном стечении обстоятельств последствия будут катастрофическими для экономики Украины.
На территории Украины расположено 8 заводов, которые осуществляли переработку нефти и производство нефтепродуктов.
Данные об НПЗ на территории Украины
К сожалению, с этими предприятиям сложно сочетается слово «украинские», т.к. значительная часть их акций давно выкуплена, в т.ч. российскими компаниями (ЛИНИК, Одесский НПЗ), структурами украинских финансово-промышленных групп через зарубежные оффшорные компании (предприятия групп «Приват» и «Континиум»). Лишь малая часть мощностей имеет хоть какое-то отношение к Украине.
Результаты работы НПЗ, территориально расположенных в Украине, ухудшаются из года в год, причины тому были различные. На рубеже 2005 г. руководство страны создало условия для притока импортного топлива на внутренний рынок, что в последствии повлияло на затяжное снижение показателей отечественной добычи и переработки вплоть до нынешнего года.
Данные компании «Укрпетроконсалтинг»
Таким способом власть пыталась оказать давление на собственников НПЗ с целью усиления государственного регулирования цен на производимую продукцию, в условиях часто растущих цен на топливо. Уже вскоре политическая целесообразность сменилась экономической, а беспрецедентные возможности, созданные для отдельных участников рынка (в частности для компании «Ливелла» группы «Приват»), усилили доминирование импортного топлива, а также нарушили весь баланс украинского рынка нефтепродуктов. Общее потребление светлых нефтепродуктов в Украине составляет около 10 млн.т/год, однако доля импорта стремительно росла, в частности за последние 7 лет с 1 до 62%!
Данные «ТНК-ВР Коммерс» март 2012 г.
В дальнейшем ситуация не улучшится. Если по данным «ТНК-ВР» в 2014 г. доля импортного топлива составит 83%, то по расчетам компании «Укрпетроконсалтинг», в случае дальнейшего простоя Лисичанского НПЗ (ТНК-ВР) и Одесского НПЗ («Лукойл») объем импорта уже в 2012 г. составит 80-84 %. Что касается структуры импорта нефтепродуктов, так она тоже меняется, где топливо произведенное в Беларуси — доминирует.
Данные «ТНК-ВР Коммерс» март 2012 г.
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
Путін почав вербувати найманців ще з однієї країни: відправляють сотнями в Україну
"Гра проти своїх": у Раді різко відреагували на ідею розформування ТЦК
АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати
Так что в лучшем случае, украинские потребители заливают белорусское топливо, в противном случае остается вариантов не много, причем топливо европейского качества в них не изобилует. Остановка в марте 2012 г. Лисичанского НПЗ — одного из двух наиболее мощных в Украине, еще больше усугубила ситуацию в перерабатывающей отрасли Украины, так как его собственник «ТНК-ВР», кроме всего сократил импорт белорусского топлива, которым приторговывал последнее время. Более того, в июне 2012 г. стало известно, что «ТНК-BP» — третья по величине нефтяная компания в России может лишиться своих британских акционеров из ВР, выставивших на продажу свою долю в размере 50% акций. Это очередной, далеко не позитивный, сигнал о том, что в случае форс-мажора, украинский рынок нефтепродуктов не справится с кризисными явлениями, например, такими как дефицит топлива, т.к. резерва ни по мощности, ни по запасам — нет.
Как обстоят дела у соседей?
В начале июня 2012 г. в Одессе, уже традиционно прошла 9-ая конференция «Нефтепереработка, нефтетранспорт, нефтетрэйдинг в странах СНГ и Балтии». На мероприятии наиболее широко были представлены доклады о результатах работы перерабатывающих отраслей России, Казахстана, Беларуси. Как выяснилось, все в этих странах хорошо: добыча идет полным ходом, заводы работают, объемы транспортировки углеводородов растут. В общем, все не как у нас, но это на первый взгляд.
В памяти еще свежи воспоминания о кризисе на рынке нефтепродуктов РФ и Казахстана 2011 года, когда обе страны — крупнейшие производители и экспортеры нефти — не могли обеспечить внутренние потребности в нефтепродуктах. Образовавшийся летом дефицит стимулировал рост цен, а потребители недоумевали по поводу абсурдности ситуации. Россия, занимающая 1 место по объему добычи нефти с показателем 10,27 млн.бар./сутки (2 место Саудовская Аравия), и Казахстан крупнейший региональный производитель 1,61 млн.бар/сутки (17 место, после Норвегии и перед Ливией) принимали экстренные меры, в т.ч. импорт нефтепродуктов, вплоть до ограничения экспорта собственных нефтепродуктов, который до сих пор действует в Казахстане.
А вот Беларусь, почти что не имеющая собственной добычи нефти и газа, располагая двумя НПЗ умудряется загружать их на пределе возможностей, чем обеспечивает высокие показатели перерабатывающей отрасли. В чем же секрет такого успеха: в правильной производственной деятельности, менеджменте, логистике? Российские эксперты уверяют, что все дело в благоприятных условиях работы в границах Таможенного союза, куда Украину зазывают не первый год.
С другой стороны очевидны и другие факторы успеха, приведшие к таким, разительно отличающимся от соседних стран, высоким показателям. Среди них: участие российских компаний в акционерном капитале белорусских НПЗ, трубопроводов и других основных объектов энергетической инфраструктуры. Позади несколько межгосударственных кризисов между РФ и Белоруссией, образовавшихся на почве транзита, транспортировки и поставок нефти и нефтепродуктов, ответом на что была в начале угроза строительства обходных нефтепроводов, а через несколько лет — окончание строительства БТС-2. После этого события Беларусь всегда находит общий язык с РФ относительно транспортировки и поставок нефти. Покупка «Газпромом» газотранспортной системы «Белтрангаз» открыла для Беларуси новые перспективы и в газовой отрасли. Это все повлияло на создание особых отношений с основным и почти единственным поставщиком углеводородных ресурсов.
Цена таких отношений — энергетическая независимость, или полная зависимость? Но возможен ли аналогичный сценарий для Украины? Скорее нет! При существующих условиях регулирования рынка нефтепродуктов Украины, крах (вплоть до полной остановки) отечественной переработки не за горами, а как показывают результаты сотрудничества РФ и Украины в нефтегазовой сфере на протяжении последних лет, наиболее вероятными владельцами НПЗ могут стать компании Азербайджана, Казахстана, и международные компании с мировым именем, которые будут призваны реанимировать отрасль. Для возрождения отрасли руководство Украины будет вынуждено осуществить реформы в нефтепереработке, где неизбежными шагами будут: введение ограничений на ввоз импортного топлива, создание стимулов для отечественного производства автотоплив, с обязательным введением стандартов качества нефтепродуктов и контроля их соблюдения. На это потребуется более 10 лет.
Инициативы руководства отрасли, изменения, преобразования и новшества на отечественном рынке нефтепродуктов всегда держали украинских автомобилистов в тонусе, но похоже времена меняются и теперь — в условиях ограниченности в ресурсах топлива и невозможности реагирования на кризисные явления — неприятных, кризисных событий станет больше. Что хуже, так это то, что нет противодействия внезапности и скоротечности кризисов. С другой стороны, радует то, что после кризиса обязательно будет рост.
Источник: Sostav.ua