Зеленский произнёс на Мюнхенской конференции речь-событие, которой он повышает ставки и перехватывает у Кремля повестку «гарантий безопасности».

При этом если от Путина требование гарантий звучит только как нелепый ультиматум (существованию одной из ведущих ядерных держав мира никто не угрожает), то от Украины такое предложение звучит абсолютно органично.

Несколько важнейших моментов:

1. Главная и субстантивная, самодостаточная часть речи - инициатива по созыву консультаций в рамках Будапештского меморандума с указанными Зе последствиями по ядерному оружию.

Это неожиданно отважный проактивный ход, сделанный в нужное время в нужном месте, в очень узком окне возможностей (позавчера рано, завтра уже может быть поздно). На такое мог бы осмелиться Турчинов в 2014 г., но тогда объективно не было такой информированности ведущих мировых игроков об агрессии Кремля против Украины. Политикумы и общество даже стран Запада и сейчас очень смутно это представляют, но за последние несколько месяцев чёткость их оптики выросла в разы – они стали различать хотя бы агрессора и жертву.

Судя по отсутствию реакции на данный момент, кажется, это предложение Зе было сюрпризом как для Кремля, так и для Вашингтона.

2. Предложение в ближайшие недели созвать встречу стран – постоянных членов СБ ООН с участием Украины, Германии и Турции, для ответа на вызовы безопасности в Европе (причём начал Зе речь с тезиса, что архитектура европейской безопасности не работает, пора создавать новую).

3. Долгожданный для меня ответ на утверждение Путина о планах Украины захватить Крым военным путём (используется как аргумент, почему Украину нельзя принимать в НАТО – ведь тогда неизбежна война Альянса с РФ): возвращение Крыма и Донбасса будет только мирным путём, и вообще НАТО – оборонительный союз, поддержка наступательных действий члена Альянса не предполагается Североатлантическим договором.

4. Призыв к НАТО определиться с чёткими временными рамками вступления Украины – вместе с упоминанием грядущего саммита в Мадриде.

5. На контрасте с действиями Украины в рамках Минска – перечисление систематических нарушений Минских соглашений, правда, не понятно кем – некоей «той стороной». Хотя в ответе на один их вопросов территории были названы временно оккупированными (не «неподконтрольными»).

6. Готовность на переговоры в любом формате, только чтобы там были Украина и Россия.

Какими бы ни оказались детали видения Зе-командой этих гарантий безопасности (а в деталях-то дьявол, как известно!), это речь – очень сильный сигнал воли к субъектности на мировой арене.

P.S. Ещё до выступления Зеленского министр иностранных дел Китая Ван И заявил там же: «Суверенитет, независимость и территориальную целостность любой страны следует уважать и защищать, потому что это является основой международных отношений, это соответствует целям и принципам Устава ООН и это постоянная позиция правительства Китая. Украина не является исключением». И призвал «все стороны» (по контексту, включая США) собраться за одним столом переговоров и разработать дорожную карту с указанием сроков выполнения. Эта идея перекликается с идеей, озвученной Зеленским, который даже расширяет формат, приглашая Китай и Турцию.

Популярні новини зараз

Трамп прокоментував допомогу Україні після проєкту Джонсона

Поляки можуть зіткнутися із серйозною проблемою через мобілізацію в Україні: у чому причина

Поліція Києва відкрила полювання на "уклоністів": кого шукають і що загрожує

У Києві повернуть оплату за паркування: названо дату та умови

Показати ще

Рекомендуем по теме статью Юрия Романенко "Историческое значение Мюнхенской речи Зеленского для Украины и Запада". Она же на английском языке: The historical meaning of Zelensky's Munich speech for Ukraine and the West