В повестке дня СМИД в Астане также вопросы о взаимодействии постоянных представителей государств-членов ОДКБ при международных организациях и подписание Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира, подготовка которого ведется в настоящее время. В случае подписания этого документа с ООН, ОДКБ сможет записать себе в актив желанный успех на международной арене.
Но куда большая значимость придается сотрудничеству с НАТО, которое до сих пор наладить не удается. Трудности в этом связывают с позицией Альянса, который считает более эффективным развивать сотрудничество на двусторонней основе — с каждой в отдельности из семи стран-участниц ОДКБ. При этом многие отмечают, что если некогда ОДКБ склоны были воспринимать, как антиНАТО на постсоветском пространстве во главе с Россией, то сегодня уровень сотрудничества НАТО с Москвой имеет более высокий уровень, нежели, к примеру, с таким ее стратегическим союзником, как Минск.
Как говорят некоторые натовские чиновники, участие Беларуси в программе «Партнерство ради мира», предназначенной для не членов Альянса, находится на предельно низком уровне по известным политическим мотивам. Нынешний кризис с Западом, возникший из-за событий 19 декабря 2010 года в Минске, еще больше усугубил эти мотивы. Как неотъемлемая часть, выступающая гарантом безопасности уже не только своих членов, НАТО не может быть вне политических проблем, которые белорусский режим стал генерировать в последнее время. А они могут заключаются и в своеобразном понимании своей геополитической роли, о которой, время от времени, говорят представители высшего руководства Беларуси.
Например, о западном щите коллективной обороны от посягателей на свой суверенитет. Как известно, на западной стороне от ОДКБ никого нет кроме НАТО со своими членами. Поэтому, когда происходят масштабные и другие военные игры с потенциальными противниками на белорусской территории, с которой граничат аж три натовских государства, других потенциальных противников найти трудно. А когда говорят о различных угрозах международного терроризма, то они более реальны на других, восточных и южных рубежах ОДКБ.
В связи с планами вывода войск США и их союзников из Афганистана, резко возрастает значение сохранения безопасности стран ценральноазиатского региона, где расположены четыре страны-члена ОДКБ: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а также соседняя Россия-главная опора ОДКБ, у которой наблюдаются явные трудности в реальной консолидации всех членов Организации. К известной, особой позиции Ташкента по ряду вопросов своего участия в ОДКБ, к примеру, в Коллективных силах оперативного реагирования — этакого спецназа ОДКБ, сегодня все более заметным своей нежелательной активностью становится Бишкек со своим новым президентом Атамбаевым. После своих громких заявлений в адрес генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, призвав его заменить, а также Москвы, которой он напомнил о долгах за аренду военных объектов, не мог остаться не замеченным визит кыргызского президента в Баку, который он совершил буквально накануне внеочередного заседания СМИД ОДКБ в Астане. Естественно, такие визиты главы суверенного государства вполне естественны, если не обращать внимание на некоторые очередные заявления Атамбаева.
«Несмотря на то, что Кыргызстан 20 лет назад объявила о своей независимости, мы до сих пор, фактически, физически и технически зависим от сильных государств, испытывая ежегодные трудности в импорте энергоносителей. Нас часто пытаются поставить на колени, но этому никогда не быть. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Пусть в помощь нам будет память о погибших за независимость Кыргызстана и Азербайджана наших отцов и дедов, да поможет нам Аллах», — подчеркнул президент.
Кого он мог иметь в виду, говоря о сильном государстве, у которого импортируют киргизы энергоносители, угадать не трудно. Особенно, когда буквально через день-два, там же в Баку, появился министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он прибыл в Азербайджан c официальным визитом, приуроченным к 20-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. Еще один юбилей, итогом которого в Москве считают достигнутый высокий уровень сотрудничества, что позволяет считать Азербайджан «стратегическим партнером в регионе», несмотря на его проНАТОвскую ориентацию. Если при этом помнить, что в том же регионе у России есть другой такой партнер — Армения, которая еще и член ОДКБ, находящийся фактически в состоянии войны с Азербайджаном, то, как говорят, «картина маслом».
Особенно, когда на нынешнюю осень запланированы широкомасштабные учения КСОР ОДКБ на территории Армении, у которой, по словам представителей Министерства обороны, отношения с НАТО приобрели системный характер. В большей степени они связаны с реформой в армянской армии. Сегодня, ее подразделения участвуют в международных миротворческих миссиях НАТО.
Но особую настороженность, которую как-то президент Медведев высказал своему армянскому коллеге, вызывают у Кремля разговоры о сути ОДКБ, которые можно уже нередко слышать в определенных армянских политических кругах. Речь идет о возможном участии сил ОДКБ в чрезвычайных ситуациях, усматривая в этом цели Организации не на сохранение мира, а укрепление механизмов сохранения авторитарной власти. А в НАТО видят пример разрешения глобальных проблем. Правда и критиков, а то и противников такого примера предостаточно, особенно много пропагандистского шума на этот счет периодически исходит из Минска. В других же столицах стран-членов ОДКБ, особенно в прилегающем к Афганистану Центрально-Азиатскому региону, больше можно сегодня услышать о необходимости всемерного и динамичного сотрудничества с Североатлантическим альянсом, не дожидаясь пока там «созреют», до сотрудничества с ОДКБ, остающейся во многом аморфной структурой.
В то же время, нельзя утверждать и о неизменной позиции НАТО в этом вопросе. По мере приближения сроков реального вывода или кардинального сокращения присутствия войск США и остальных стран-членов НАТО в Афганистане, эта позиция обещает быть более гибкой и многообразной, что должно послужить значимым движением навстречу ОДКБ. Если, конечно, она сама будет к этому готова.
Есть основания предполагать, что в процессе дискуссий, на предстоящем внеочередном заседании СМИД ОДКБ в Астане, российская сторона попытается инициировать и закрепить в проектах ряда документов тот внешнеполитический курс, который намерен осуществлять президент Путин. Как отмечают эксперты, в этом ему будут помогать державники, которые составят кадровое ядро президентской дипломатии, которая будет стремиться жестко держать на контроле любые двусторонние отношения своих союзников, в том числе и по ОДКБ, всемерно повышая ее роль.
Интересной может быть позиция в этом белорусского союзника, которому сегодня в двусторонних отношениях с НАТО особо «ловить» нечего. Так что, предстоящее в Астане заседание глав внешнеполитических ведомств оборонительной «семерки» может показать реальные, причем ближайшие перспективы этой Организации, где все больше проявляются очень непростые для Москвы процессы среди ее членов.
Роман Яковлевский, политический обозреватель
Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку
Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада
источник: Хартия-97