Кадровый «голод» в управленческой сфере Украины не является показателем недостатка в стране честных и профессиональных кадров, а скорее результатом отсутствия Системы кадрового отбора.

Такая система предусматривает Критерии, по которым отбираются претенденты на определенные должности. Причем критерии не поверхностно-формальные (дающие простор для волюнтаристских решений при назначениях), а настоящие, эффективные критерии для отбора лучших.

Так как для управленческой работы нужно, чтобы человек имел хорошо развитые две основные составляющие: моральные и профессиональные качества, то Система может включать 2 блока, 4 критерия:

Блок 1. Нравственные качества:

Критерий 1. Высокий уровень эмоционального интеллекта (EQ).

Критерий 2. Непричастность к коррупционным скандалам, соответствие доходов имуществу и расходам.

Блок 2. Профессиональные качества:

Критерий 3. Знания в сфере, на должность в которой претендует человек (в том числе уровень IQ).

Критерий 4. Умение управлять людьми.

Для воплощения в жизнь, эти 2 блока с 4 критериями должны быть закреплены в нормативных документах, определяющих прием на государственные управленческие должности. Сделать такое формальное закрепление не трудно, было бы желание настоящего реформирования системы государственного управления.

Что представляет собой каждый из критериев и как определить, насколько человек ему отвечает?

1-й критерий: высокий уровень эмоционального интеллекта (EQ)

Популярні новини зараз

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

Олександр Усик вдруге переміг Тайсона Ф'юрі: подробиці бою

МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні

На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців

Показати ще

Эмоциональный интеллект в данном случае – эмпатия, умение сочувствовать людям, ощущать их потребности, доброжелательность, желание принести пользу людям, совершить выдающийся поступок ради страны. Составить картину (достаточную для определенных выводов) относительно уровня эмоционального интеллекта претендента возможно путем:

а) специальных тестов, разработанных специалистами в области психологии госуправления;

б) собеседований, когда комиссионно (причем комиссия является независимой и профессиональной) задаются вопросы с целью уяснить мировоззрение претендента, направленность его личности, психологические и культурные особенности.

Возможно также учитывать религиозность человека. При этом нужно быть очень осторожными, потому что вопрос религиозности чрезвычайно тонкий и личностный. Можно лишь сказать, что если человек пытается себя позиционировать как верующий, религиозный, но слова не во всем соответствуют делам: замешан в коррупционных скандалах, имеет явное несоответствие доходов имуществу и т.д., то утверждение о религиозности скорее насторожит, чем будет чем-то положительным.

2-й критерий: непричастность к коррупционным скандалам, соответствие доходов имеющемуся имуществу и расходам

В отношении причастности к коррупционным скандалам речь идет о любых публично установленных случаях, когда человека обвиняли в коррупционных деяниях. Понятно, что само по себе обвинение в коррупции не является ее доказательством (а может быть средством дискредитации достойных кандидатов со стороны как раз действительно коррупционеров), однако если кто-то из членов комиссии (которая, повторяя, является независимой и профессиональной), имеет какие-либо факты о причастности претендента к коррупции (включая публикации в СМИ, расследования правоохранительных органов и т.д.), то каждый такой факт должен быть рассмотрен.

Очень важным в блоке «Нравственные качества» является соответствие доходов претендента его имуществу и расходам. Сразу надо сказать, что ввести такой критерий как обязательный и неизбежный для каждого народного депутата, госслужащего любого государственного органа от заместителя руководителя и выше (то есть для всех руководящих государственных должностей) – пожалуй «слабО» для нынешней власти, как было «слабО» для всех властей предыдущих. Даже несмотря на надежды, которые были и еще остаются на президента Зеленского. Многие группы влияния в Украине не заинтересованы в наведении порядка на всех уровнях власти, хотя если Зеленский этого порядка захочет, то, может быть, достигнет. В конце концов, здесь как в шутке о двух путях, Ли Куан Ю и одном из бывших украинских президентов (к сожалению, актуально не только для одного из них), который из двух путей и хотел бы выбрать 2-й, чтобы служить своему народу (не красть ) и вывести страну в десятку лучших стран мира, однако этот путь уже выбрал Ли Куан Ю. Кстати, именно Ли Куан Ю сделал одной из основ своей антикоррупционной политики проверку чиновников на соответствие их доходов имуществу и расходам.

В нашей же стране хотя и вернули не так давно в Уголовный кодекс статью об ответственности за незаконное обогащение, однако эта норма действует очень избирательно, изредка-слегка, в зависимости от желания правоохранительных органов. В результате (как раньше, так и сейчас) часть государственных ТОП-должностей на местном и центральном уровне занимают люди, которые при официальных зарплатах на протяжении всей деятельности в тысячи-десятки тысяч гривен в месяц, имеют имущество на миллионы, десятки и сотни миллионов долларов. Конечно же, незаконно обогащаясь за счет собственного народа, эти чиновники не остановятся и не перевоспитаются. Поэтому никаким образом те, кто не может объяснить откуда у них имущество (в совокупности дороже определенной суммы, например, миллион гривен), не должны иметь отношения к государственному управлению.

Рано или поздно в Украине будет действовать норма об обязательности объяснения каждым ТОП-чиновником источников происхождения его имущества. Другого пути для эффективной работы государственных органов нет. И чем скорее власть на самом высоком уровне поймет эту необходимость, тем больше у нее будет шансов в историческом измерении стать на путь Ли Куан Ю, а не остаться на пути очередной коррупционной или коррупционно равнодушной власти.

3-й критерий: знания в сфере, на должность в которой претендует человек (в том числе уровень IQ)

При выполнении письменного задания и комиссионном собеседовании от претендента требуются не просто ответы на формальные вопросы, а предложения, ЧТО И КАК ИЗМЕНИТЬ К ЛУЧШЕМУ на работе, на которую он претендует. Поскольку безрезультатное перебирание бумаг, жонглирование статистическими данными, проведение заседаний и всевозможных показушных мероприятий никому не нужно.

Результат оценки претендента = Масштаб предлагаемых позитивных изменений х Реалистичность воплощения. То есть если изменения предлагаются масштабные, но непонятно: как, когда, где, за счет чего, кто будет воплощать предложения, какова личная роль в этом претендента как руководителя или участника, то 100 х 0 = 0. И точно так же, если понятна реалистичность воплощения, однако предлагаемые изменения являются не существенными, не положительными, а лишь создающими видимость, то 0 х 100 также будет равно 0.

Тестирование уровня IQ может быть нужным, однако лучшим вариантом было бы осуществлять его при желании претендента; результаты этого тестирования могут быть дополнительным преимуществом при подведении итогов конкурса.

4-й критерий: умение управлять людьми

Для умения управлять людьми дополнительным плюсом является управленческое или психологическое образование.

Непосредственно во время конкурса определить уровень владения навыками управления людьми (коллективом) возможно через письменное задание – практический кейс по конкретной управленческой ситуации. Оценив ответ на письменное задание и дополнительные устные вопросы, комиссия сможет выяснить наличие у соискателя необходимых управленческих навыков.

В целом, важно создать в государстве такие условия, чтобы все претенденты на должности государственной службы знали:

а) условия конкурсов имеют методологически единые Критерии и эти критерии достаточно сильные чтобы обеспечить отбор лучших руководителей;

б) конкурсы проходят по открытым процедурам, оцениваются независимыми и профессиональными комиссиями;

в) именно по причинам, изложенным в предыдущих пунктах а) и б), при назначении на должности государственной службы в Украине не помогут привычные для кого-то другие «пункты а) и б)» – связи и деньги.

Те же принципы-критерии, что и к претендентам на должности в государственной службе, необходимы и при формировании партий, так как моральные и профессиональные качества депутатов Верховной Рады и местных советов крайне важны. Это сделает партии конкурентной средой для лучших представителей украинского общества.

Такая система будет мотивировать стремление к честности и профессионализму, потому что появится много личных примеров, в которых именно этот путь приводит к успеху.

Если критерии отбора будут наиболее честными, наиболее профессиональными и открытыми, то руководители будут соответствовать этим критериям, и мы забудем о «голоде» в кадрах, почувствуем насколько богатый кадровый «урожай» имеет Украина.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook