К основным из них можно отнести:

Во-первых, активность террористов. Террористы не могут действовать в одиночку. Они обязательно контактируют друг с другом, с людьми, разделяющими их взгляды. Отслеживание подобной информации с использованием современной техники позволяет понять алгоритмы действий террористических сетей и предугадать их планы, а также делает возможным их обнаружение и нейтрализацию.

До недавнего времени проблема заключалась в том, что действиям и передвижениям членов иностранных террористических структур не уделялось должного внимания. Одной из причин данного положения был хронический недостаток кадров, владеющих восточными языками.

В то же время государства, которые считают необходимым тратить значительные ресурсы на создание системы отслеживания и анализа информации о террористах и их сообщниках, способны добиться ощутимых результатов в борьбе с ними. Так, Германия смогла ликвидировать группу Баадер-Мейнхоф (она же «Фракция Красной армии») благодаря тому, что создала компьютерную базу данных, куда заносились и с помощью которой анализировались все факты, имеющие прямое или косвенное отношение к террористам.

Во-вторых, наличие у террористических групп лидеров, которых можно арестовать или уничтожить.

Лидеры террористических структур могут оказывать то или иное влияние на деятельность возглавляемых ими организаций. Их роль уменьшается в случае, если террористы имеют другие ориентиры, например определенную идеологию, или если за ними стоит какое-либо государство, управляющее боевиками с помощью спецслужб. Наиболее часто террористическая активность этих ячеек и сетей является продуктом стратегии и организационного таланта их руководителей. Терроризм, а особенно международный, предполагает детальную подготовку и серьезный расчет. Поэтому захват или ликвидация лидера способны расстроить планы террористов. Многие теракты последних лет удалось предотвратить именно благодаря подобным действиям спецслужб. Мировой опыт борьбы с этим явлением показывает, что захват таких лидеров (Абдулла Оджалан — лидер Рабочей партии Курдистана, и Абимаэль Гусман — лидер перуанской организации «Сендеро Луминосо» — она же «Светлый путь») позволил полностью парализовать деятельность всей террористической структуры.

Таким образом, нейтрализация лидера делает террористическую структуру, как минимум менее управляемой и боеспособной.

В-третьих, борьба за власть внутри террористических групп.

Любая террористическая организация конкурирует с подобными структурами, борясь за известность, ресурсы, членов группы, деньги и прочее. Примером этого может служить сложившаяся обстановка в Ираке. Многие террористические группировки больше враждуют друг с другом, чем с иракскими властями и силами коалиции. Состояние подобной вражды является постоянным, оно поддерживается страхом перед агентами спецслужб, действующими в составе одной или нескольких террористических структур, имеющих общий идеологический базис.
Следует отметить, что во многих случаях подобные действия террористов приводили к ослаблению и даже исчезновению достаточно мощных организаций такого толка. По этим причинам в 1970-1980-е годы прекратили свое существование «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». В результате внутренней борьбы фракций резко снизили активность колумбийский ФАРК и филиппинская «Новая Народная армия».

Таким образом, при планировании мероприятий воздействия на террористические группы необходимо использовать подобные разногласия между ними, применяя дезинформацию, пропаганду и агентурную работу. Следует стимулировать внутреннее противостояние различных лидеров и группировок с целью заставить их бороться друг с другом и тем самым исключить возможность заниматься активной террористической деятельностью, направленной на социальные, политические и идеологические институты государства.

В-четвертых, террористические организации состоят из людей, которые могут быть уничтожены или возвращены к мирной жизни путем амнистий.

При проведении мероприятий такой направленности необходима комплексная национальная стратегия борьбы государства за сознание и умы членов террористических организаций, предусматривающая реализацию следующих направлений: искоренение коррупции во властных структурах; повышение социального и экономического уровня жизни населения в районах, традиционно поддерживающих террористов; подрыв их финансовой и продовольственной базы; склонение лидеров к отказу от террористической деятельности и объявление амнистий для членов бандформирований; системное и постоянное проведение широкомасштабных информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению бесперспективности и обреченности подобной деятельности.

Популярні новини зараз

За кермо категорично не можна: які вікові обмеження діють для водіїв в Україні

Гості президента: кому дісталися запрошення на інавгурацію Трампа

"Нова пошта" звернулася до клієнтів через заборонені посилки за кордон: важливі правила

В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни

Показати ще

В-пятых, ни одна страна не может считать себя защищенной от терроризма, поэтому государства с разным политическим устройством вынуждены сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Осознание необходимости совместной борьбы с терроризмом сильнее имеющихся разногласий между государствами. Так, несмотря на ряд расхождений по политическим вопросам между США и Францией, они активно и плодотворно сотрудничают по данному направлению. Ярким примером подобного взаимодействия может служить ликвидация лидера иракской «Аль-Каиды» иорданца Аль-Заркави. После того как он совершил теракт в иорданском городе Амман, иорданские специалисты обнаружили его и передали информацию американской стороне, в результате чего Аль-Заркави был уничтожен.

Таким образом, террористы, совершая атаки по всему миру, неизбежно не только увеличивают число жертв, но и создают себе новых врагов в лице стран, вынужденных сотрудничать между собой с целью искоренения этого явления.

В-шестых, государства продолжают поддерживать террористов, и поэтому необходима военная сила, чтобы удерживать их от подобных действий.

Многие страны использовали и продолжают использовать террористов в своих целях. Однако государства, страдающие от террора, должны уметь защищать своих граждан. Определенный эффект дают экономические и политические санкции, однако иногда решить проблему способна лишь военная сила. Именно благодаря прямому или косвенному использованию в отношении них  ВС, Афганистан, Ливия и Ирак в свое время перестали на некоторое время поддерживать международные террористические структуры и координировать их деятельность.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать основные принципы борьбы с терроризмом:

Разрушение структуры сетевых ячеек. Террористы традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому успехи в борьбе с группировками часто достигались именно с помощью силовых акций, направленных против главарей бандформирований — их уничтожали или арестовывали.

В то же время США, применяя аналогичную стратегию в Ираке, не добились значимых успехов. Причиной этого является иная, сетевая структура ячеек иракских террористов, каждая из которых имеет своего руководителя. Таким образом, уничтожение одного из лидеров способно разрушить отдельную ячейку, но не в состоянии ликвидировать всю террористическую сеть. Кроме того, лидеры подобных структур часто организуют пропагандистские мероприятия, однако не осуществляют непосредственного руководства тератаками. В-третьих, сетевые структуры наиболее жизнеспособны — они могут вновь самоорганизовываться даже после нанесения по ним мощных ударов.

Однако у «сетевых» террористов есть уязвимые места. В первую очередь это узкие специалисты, профессионалы в конкретной области, не занимающие высоких постов в иерархии террористической группы, но играющие важнейшую роль в ее действиях. Например, это специалисты по взрывным устройствам и оружейники, без которых удачные теракты практически невозможны, а также специалисты-компьютерщики и профессионалы в области информационно-психологического противоборства.

Политическая трансформация. В некоторых случаях активность террористов удавалось снизить, направив их усилия в область политики. Так произошло, например, с Организацией освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом, которая начала мирные переговоры с Израилем в 1990-е годы. Впоследствии кадры ООП вошли во властные структуры Палестинской автономии. Тем не менее даже успешные переговоры часто приводили к росту насилия. От террористических групп, решивших перейти на сторону федеральных властей, отделялись отряды, которые продолжали ярко выраженное противостояние.

Проведенные в Ираке в январе 2005 года выборы показали, что лидеры террористов не смогли выработать единого подхода к ним. Часть групп приняла участие в голосовании и даже выдвинула своих кандидатов, другие террористы активизировались, третьи сократили свою активность до минимума.

Таким образом, террористы способны преуспевать лишь в определенных политических условиях; как только эти условия меняются, они теряют свою силу и даже бывшие союзники начинают открыто противостоять друг другу.

Лишение террористов поддержки населения. Террористические группы могут долгое время существовать лишь при поддержке общества или хотя бы определенной его части. Это позволяет бандформированиям рекрутировать новых членов, получать финансовую поддержку, успешно скрываться, вести разведку и пр. Однако они постоянно рискуют утратить такую поддержку. Подобное происходит, например, если страх перед возмездием государственных структур оказывается сильнее желания помочь террористам. В этом случае последние лишаются помощи населения. Иной способ лишения террористов поддержки — предоставление населению более выгодных для него альтернатив. Это могут быть, например, программы по созданию рабочих мест, действия, направленные на уничтожение дискриминации национального или религиозного меньшинства, и т. д.

Использование военной силы и репрессий. Во многих случаях террористы уничтожаются с помощью армии, хотя обычно эту работу должны выполнять спецслужбы и полиция. Подобные операции в последние годы проводили вооруженные силы Турции, Шри-Ланки, Колумбии, Ирака; ранее аналогичным образом боролись с террористами Франция, Великобритания, ЮАР. Однако многолетние кампании такого рода показали, что использование армии неизбежно приводит к уничтожению значительной части гражданских лиц, лишению властей поддержки местного населения, экономическому кризису на данных территориях и другим негативным последствиям, то есть тем самым создаются благоприятные условия для действий террористов, что неизбежно влечет к ухудшению обстановки в конкретном регионе.

В то же время при проведении подобных крупномасштабных силовых операций против террористов возможно использование армейских подразделений как необходимого условия для кардинального изменения ситуации.

Применение современных технологий. Нынешнее поколение террористов активно использует информационные технологии для связи, обмена информацией и пропаганды. Сотовая связь, Интернет, электронная почта сделали возможным образование «кибертеррористических» организаций. В настоящее время и в ближайшей перспективе очевидна активизация мероприятий террористических организаций по созданию информационно-ориентированной разветвленной сети, широкому внедрению новейших технических средств и методов манипулирования сознанием с целью обеспечения их деятельности.

В связи с этим при выработке средств противодействия терроризму необходимо уделять особое внимание вопросам использования информационных структур и коммуникационных технологий. Основой обеспечения успешной борьбы с информационным терроризмом является создание системы внутригосударственных и международных взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода деятельности.

Таким образом, исходя из анализа мирового опыта борьбы с терроризмом следует отметить, что в настоящий момент продолжает существовать возможность террористической угрозы для всех без исключения государств, в том числе для Российской Федерации, вследствие чего необходимо разрабатывать, совершенствовать и внедрять новые высокоэффективные методы и технологии, которые могли бы позволить активно противостоять проявлению различных форм терроризма еще на ранних стадиях. Для этого необходимо:

— организовать и поддерживать продуктивное сотрудничество и обмен необходимой информацией между странами региона при разработке и проведении совместных антитеррористических мероприятий.

— осуществлять активное государственное финансирование служб специального назначения, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом.

-наладить эффективное взаимодействие и координацию деятельности СМИ с органами государственной власти и силовыми структурами в области информационного противоборства.

— обеспечить повышение уровня жизни населения в заведомо неблагоприятных районах для исключения вербовки террористическими организациями новых членов, мотивированных финансовой стороной вопроса пребывания в данных организациях.

«ЗВО»