В этом плане стоит обратить внимание на публикацию в газете «Деловая столица» за 13 февраля «Скидки для своих», в которой дается анализ этих льгот.
В частности, приводится информация Государственной налоговой службы, согласно которой на сегодняшний день различными видами налоговых льгот пользуются 45,8 тыс. предприятий, что на 3,1 тыс. меньше, чем в 2010 г. Тем не менее, общий объем предоставленных льгот вырос более чем в 1,5 раза: за девять месяцев прошлого года бюджетные потери от фискальных преференций составили около 40,4 млрд грн. Тогда как за аналогичный период 2010 г. льготники на законных основаниях недоплатили в казну 24,8 млрд грн. Если предположить, что потери от налоговых льгот и преференций до конца 2011 года росли теми же темпами, что и в первые девять месяцев, то по итогам 2011 г. из-за действующих льгот бюджет недополучит примерно 54 млрд грн., или 4,1% ВВП. Согласно открытым отчетам ГНС это самый высокий показатель «льготных» потерь бюджета за последние восемь лет.
По данным отчета фискального ведомства, самые большие объемы преференций предоставлены по НДС — в целом плательщики этого налога, имеющие по нему льготы, за девять месяцев 2011 г. недоплатили в бюджет 27,3 млрд грн. (67,5% всего объема недополученных из-за действия льгот налогов). Потери от льгот по налогу на прибыль составили 11,7 млрд грн. (29% убытков), по акцизному сбору на товары внутреннего производства —1,2 млрд грн. (3% недоплаченных налогов).
Как видно, в целом суммы недоплаченных налогов выглядят солидно.
В пропагандистском плане введение различных преференций и льгот власть объясняла мотивами увеличения экономического роста. Но на практике, эти льготы стали результатом успешной работы отраслевых лоббистов при попустительстве власти. Реальный экономический эффект от введения многочисленных льгот и преференций – сомнителен. По большому счету, этот эффект отсутствует. «Деловая столица» делает справедливый вывод — налоговые льготы воспринимаются бизнесом как легальная возможность минимизации налогов, а не стимул к дальнейшему экономическому развитию.
Издание справедливо утверждает, что ни одно правительство не смогло сформировать внятной стратегии льготного стимулирования с аргументированным объяснением, почему та или иная преференция должна быть предоставлена именно этой отрасли, и какого экономического эффекта от этого следует ожидает. Льготы бизнесу выдавались бессистемно и часто в зависимости от конъюнктурных интересов. Более того, оказывается, что иногда информация о конкретных обладателей льгот и преференций держится в секрете.
В результате получается, что правительство готово уменьшать социальные льготы населению и при этом раздавать налоговые льготы бизнесовым структурам, приносящие ощутимые потери бюджета. Не трудно догадаться, что конечным получателем выгоды от налоговых льгот является дружественный бюрократии крупный бизнес.
В этой ситуации можно требовать от власти провести тотальную переоценку предоставленных налоговых льгот и преференций бизнесу. Эта переоценка должна быть максимально публичной и объективной.
Цель переоценки проста: в результате ликвидации неоправданных бизнес льгот и преференций удастся обеспечить в полном объеме те социальные выплаты, от которых готово отказаться государство.
Не менее важен и идеологический вывод, который должно осознать общество: отказ власти от социальных обязательств перед населением на фоне неограниченного предоставления налоговых льгот крупному бизнесу красноречиво свидетельствует о том в чьих интересах работает нынешняя власть.