Основная техническая причина кризиса — несоответствие денежной массы и количества товаров и услуг в экономике.

Рассмотрим ситуацию, когда денег в обращении больше, чем требуется для покупки предприятиями необходимых ресурсов, а домохозяйствами — товаров массового потребления. В этом случае есть небольшая инфляция. Если денежная масса будет и далее расти быстрее, чем производство товаров и услуг, появится большое количество лишних денег и дефицит товаров. Вспомните конец 80-х, когда денег было столько, что за бутылку водки у таксистов платили по 25 рублей — четверть зарплаты уборщицы. Но гром грянул уже в 90-х, когда производство стало, а правительство продолжало печатать деньги. Тогда зарплаты исчислялись сотнями тысяч. И только подъем производства с жестким регулированием валютного рынка остановили вакханалию цен. Но кризис напомнил о себе в 2008. А перед тем, в 2005-2007 годах, было насыщение страны дешевыми кредитами, то есть опять же скорость роста находящейся в обращении денежной массы намного превышала скорость производства товаров и услуг.

Но и когда денежная масса уменьшается — это тоже плохо, так как население не может купить продукцию предприятий; а предприятия не могут платить зарплату населению. Правда, в этом случае страну от окончательного падения в бездну спасают бюджетники и пенсионеры, доходы которых не зависят от их деятельности. Но все равно многие предприятия останавливаются, торговля замирает, так как никто не хочет работать себе в убыток (все капиталисты, все умные!).

А есть ли при капитализме у государства хотя бы теоретическая возможность постоянно поддерживать оптимальное соотношение между денежной массой и количеством продаваемых товаров? Ответ на этот вопрос — нет. Докажем это утверждение.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда в одном замкнутом обществе существуют только трое: один человек — рабочий(Р), один человек — государство(Г), один человек — капиталист(К). Три человека, которые взаимодействуют только между собой и не взаимодействую ни с кем другим, ибо других попросту нет. Рассмотрим динамику процесса при начальных условиях — вначале у каждого 100 монет. На первом шаге капиталист оказывает услуги государству на 50 монет, продает продукты населению на 100 монет и покупает рабочее время у Р на 50 монет(без прибыли капиталисты не работают), и платит налоги государству 25 монет. После первого шага у Капиталиста: 100+50+100-50-25=175 монет. У Рабочего: 100-100+50=50 монет. У Государства: 100-50+25=75 монет. Для того, чтобы сохранить уровень жизни Рабочего и обеспечить свое существование Государство печатает из воздуха 75 монет, и 50 из них отдает Рабочему в виде льгот и субсидий. Но на втором этапе все повторяется, и Капиталист опять получает 75 монет, у него становится 250 монет, в то время как у рабочего и Государства денег не прибавилось. Отметим, что через десять циклов у Капиталиста будет 800 монет, в то время как финансы Рабочего и Государства не изменятся, то есть у них будет по 100 монет.

И эти 800 монет из 1000, т.е. 4/5 всей денежной массы системы, государство не имеет права контролировать. В случае роста населения существует вероятность того, что Капиталист направят свои деньги в развитие производства, так как это обеспечит ему контроль за дополнительными ресурсами, появляющимися у Рабочего. Если же прироста ресурсов нет, то дальнейшая деятельность Капиталиста по обеспечению потребностей Рабочего и Государства становится не очень интересной для него — ведь величина его относительной прибыли постоянно уменьшается с 75% до 9,4% и меньше. Зачем ему напрягаться и производить, если его капиталы практически не изменяются? Ведь он уже владеет практически всеми деньгами, которые есть в системе. И контролирует все ресурсы. Следовательно, в его интересах сокращать производство, получая прибыль исключительно из-за роста цен на потребительские товары и снижение цен на производственные ресурсы. Сокращать производство — легче, чем наращивать. А если учесть рост цен на товары, то прибыли Капиталиста не изменится или даже возрастет.

Конечно, Государство может напечатать больше монет, раскрутить инфляцию, обнулить финансы Капиталиста — и это, наверное, единственный способ в будущем заставить Капиталиста работать без привлечения ресурсов других сообществ. Но большая инфляция вызывает вообще полный останов производства, как мы уже прочувствовали на своем опыте.

{advert=7}

Можно, конечно, возразить, что капиталистов много и они постоянно конкурируют между собой. Но это только немного замедлит процесс, ибо в конце концов обязательно выделится небольшая группа очень удачливых бизнесменов, которые договорятся и будут действовать как один человек. Это, в принципе, уже давно произошло в странах Запада, где всем правят кланы Ротшильдов, Рокфеллеров, Морганов и т.д. Можно, конечно, возмущаться тем, какие они плохие, эксплуатируют мировые ресурсы исключительно ради собственного блага… Но: если бы вы оказались на их месте, вы бы отказались от богатства и власти или же стремились бы их приумножить? Как мы можем осуждать человека в стремлении увеличить свою свободу, если это стремление так же естественно для нас, как для рыб — плавать? Плохо не то, что существует небольшая группа мировых финансовых заправил, которые пытаются править миром исключительно в собственных интересах. В конце концов, большая толпа никогда ничем не управляла. Плохо то, что эта сравнительно небольшая группа правит не в наших с вами интересах и даже не в интересах элиты нашей страны. А элита у нас не привыкла, чтобы ей кто-то указывал. Следовательно, сопротивляется. И что-то у этой элиты даже получается.

Итак, как видим, без притока ресурсов, ценных для Капиталиста, извне любая капиталистическая система через какое-то время нормального функционирования скатывается в кризис. И причина этого — в самой сущности капитализма. В том, что капиталисты стремятся получить прибыль, т.е. получить больше, чем они потратили. Без этого они не будут работать. В максимизации прибыли — суть капитализма. И мы не в состоянии изменить этого, так как стремление иметь больше денег является прямым следствием действия принципа максимума свободы в капиталистическом обществе. Мы можем только заменить один аккумулятор свободы на другой. Например, деньги — на статус. Или деньги — на спокойную и безбедную жизнь детей, внуков, правнуков. Сейчас первый процесс проявляется в скупке престижных картин и других произведений искусства. Второй — в институте частной собственности. Но надо понимать, что и частная собственность на средства производства, и баснословная цена «Черного квадрата» К. Малевича — просто наиболее распространенные сейчас формы накопления аккумуляторов свободы. А вообще аккумуляторов свободы может быть бесконечное множество.

Мы показали, что у государства нет никакой возможности предотвратить кризис, так как государство при капитализме не управляет большей частью денежной массы и у него нет контроля за ресурсами. В этом случае сам собой напрашивается выход — национализация крупных предприятий. Необходимое условие для этого — наличие у государства большего количества денег, чем у олигархов. Также необходима политическая воля людей, которые стоят у власти. Но, если провести национализацию прибыльных предприятий, где гарантия того, что новые люди, которые сменят у власти социалистов-государственников через 5, 10, 70 лет, не захотят опять приватизировать предприятия в свою собственность? Без определения этих гарантий, которые вполне можно определить с помощью принципа максимума свободы, нельзя проводить ни национализацию, ни вообще сколь-нибудь действенную внутреннюю политику.

Ситуация еще усугубляется и тем, что в демократических государствах власть постоянно переходит от одной группы капиталистов к другой (в тоталитарных — у власти одна и та же группа). Постоянная смена власти уже плохо само по себе (на постоянно взрыхляемой земле ничего расти не будет — не успеет просто). И ни одна группа не заинтересована ограничивать права других капиталистов на управлении своим капиталам. Так как понимают, что ограничение прав одной группы капиталистов невозможно в связи с формальным существованием юридического принципа равенства всех перед законом.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что технической причиной кризиса является несоответствие денежной массы и продаваемых товаров и услуг. А эта ситуацию, в свою очередь, является прямым следствием существования в стране демократии и капитализма.

Популярні новини зараз

Водіям пояснили, чим загрожує авто додавання спирту до бензину

Водіям пояснили, чим небезпечні нові норми щодо додавання спирту до бензину

ПриватБанк попередив клієнтів про нову схему телефонних шахраїв

В Україні з'явилися нові 500 гривень: як виглядає купюра

Показати ще

О недостатках социализма — в следующей статье