В последнее время я всё чаще начал обращать внимание на то, что в украинском медиа-дискурсе некоторые аспекты мироустройства и глобальной политики приобретают довольно интересную тенденциозность. В разговорах с журналистами и в бесчисленных передачах на ТВ роль Европы и в целом Запада всегда приобретает один единственный и всегда правильный оттенок – Запад всегда прав. Его высокоморальные принципы и нравственные ориентиры ослепляют своим благодатным огнём в сумраке несправедливого, холодного внешнего мира. Эти принципы позволяют не сомневаться в правильности практически любых решений, принимаемых взрослыми дядями на Западе.
При этом, любопытным остаётся то, что украинское информационное пространство всегда с удивлением воспринимает те или иные негативные события, произошедшие в Европе или США, считая их скорее досадным исключением, нежели частью их политической жизни. В этих постоянных удивлённых возгласах и примитивных противопоставлениях Европы и Украины просматривается какая-то совершенно нездоровая сельская простота. Всякий раз, когда в новостях про «фейлы» фигурирует Европа или США, украинское ТВ (а с ним и большая часть населения, которая смотрит это ТВ) взрывается искренним или натужным непониманием и начинает искать оправдания, будто бы пытаясь избежать чувства стыда за Европу, в которую мы идём.
Вот, например, Евросоюз, вслед за США и Великобританией, объявил о массовой высылке российских дипломатов в связи с отравлением в Солсбери бывшего разведчика Сергея Скрипаля. В ответ, Россия объявила о депортации европейских и американских дипломатов. Этому предшествовала беспрецедентная по своим масштабам и уровню агрессивности информационная кампания США и Великобритании против РФ, специальное заседание Совбеза ООН, введение новых, демонстративно косметических санкций и очередная словестная перепалка между Москвой и Вашингтоном. На лицо – целенаправленное, вполне себе управляемое обострение конфронтации между Западом и Россией, подстёгиваемое с тех пор, как в США к власти пришли республиканцы. Никакой теории заговора – обычная для сегодняшнего времени эскалация, курс на которую взяли обе стороны.
Но если вы взгляните на украинское медиа-пространство, то окажется, что ничего подобного нет. Никакой эскалации, никакой конфронтации, а лишь борьба условного «добра» с условным «злом», при этом наступает лишь последнее, а первое – обороняется. «Добром» тут выступает Запад, который всегда и во всех случаях прав, а «зло» — это Россия, которая замешана во всех глобальных политических процессах, имеющих негативную с точки зрения западного нарратива коннотацию.
При этом может сложиться впечатление, что Владимир Путин настолько могущественен, что влияет на выборы во всём мире, контролирует все крупные террористические организации от Талибана до «Аль-Каиды» и вообще ведёт одностороннюю войну с Западом, а те лишь защищаются. Отравление Скрипаля – это дело рук РФ, в этом нет никаких сомнений, а Запад просто-таки реагирует на этот «акт агрессии» и пытается «убить дракона». В центре всего этого дискурса – абсолютная и слепая вера в непогрешимость западного общества, политического класса и спецслужб.
Сразу хочу пояснить особенно впечатлительной экзальтированной публике, у которой к этому моменту может начать подгорать. Вопрос вовсе не в том, виновата Россия или нет. Я тут не пытаюсь её оправдывать, или приуменьшать её действия, направленные на подрыв существующего порядка, будь то в Украине, Великобритании, Сирии или в Центральноафриканской республике. Агрессия РФ против Украины в 2014 году является одним из таких вопиющих действий, и моя позиция по этому преступлению известна.
Речь идёт о более глубинных проблемах восприятия украинцами нынешнего мироустройства. Вернее, не украинцами как массы, а скорее журналистско-экспертной средой, которая пала жертвой информационного нарратива, описанного выше и активно его культивирует, постепенно превращая в подобие «тотема» со всеми вытекающими последствиями для информационной экологии человека.
Фанатичная вера в то, что условный Запад – это нечто, совершенно непохожее на Россию и подобные ей режимы – пример оптической иллюзии, которую отчасти формирует сам Запад в рамках своей информационной политики и которая распространяется посредством самообмана и самоцензуры, в том числе журналистами и ЛОМами, задающими тон нашего с вами информационного дискурса. Эта иллюзия, вырастая в виде стены в головах населения, пускает корни, и подменяет собой отдельные участки в человеческом мировоззрении, способные идентифицировать оперативную реальность. Иными словами, мы начинаем верить в иллюзорность происходящего, и впоследствии проектировать искажённую картинку мира на всё подряд: от различных внешнеполитических ситуаций до дел церковных и бытовой жизни.
Когда во Франции задержали экс-президента Николя Саркози, я также слышал от некоторых журналистов удивлённые замечания. Дескать, как такое возможно? Изо всех сил, они будто бы пытались найти оправдание тому, что Саркози – бывший президент одной из ведущих европейских стран – замешан в схеме отмывания «грязных денег» и политических убийств. Ведь это российские, африканские, азиатские диктаторы таким занимаются, но никак не лидеры «свободного мира»! Поэтому Николя Саркози очень быстро становится исключением из правил – фриком в европейском дискурсе. А если его ещё и связать с условным «врагом», с которым борется Запад, то тогда всё встанет на свои места, и его поведение вообще можно оправдать «внешним вмешательством». Так, напротив фамилии Саркози быстро появляются эпитеты типа «одиозный», «циничный», «друг Путина» и тому подобное.
Вот и с Дэвидом Кэмероном так произошло. Примерный британский политик, эталон английского стиля и ума, вдруг совершает безумный поступок – организовывает референдум по выходу Британии из Евросоюза в угоду своим личным амбициям и интересам. Нет, это всё неправда! Дело в том, что референдум – это дело рук России, которая влезла в результаты голосования и фальсифицировала их, а британцы не хотят выхода, их элита – жертва действий РФ. Ведь нельзя же представить, чтобы премьер-министр Великобритании, как самая важная часть вроде бы стабильного истеблишмента, вдруг поставил собственные политические интересы выше государственных? Ну конечно же, нет. Такого не бывает в высокоразвитой цивилизации, до которого нам – несчастным, бедным украинцам – как до Луны пешком. Так и появляются различные полу-фейковые новости о связях организаторов референдума с Кремлём и причастности условных «Сурковых» к Brexit.
Действительно, не могут же Соединённые Штаты или Израиль, к примеру, нарушить международное право. Или могут? Ведь такое под силу совершить лишь какой-нибудь России, Северной Кореи, Ирану, Венесуэле, Кубе. В общем, всем «изгоям». Но как тогда быть с вторжением США в Ирак, развалом Ливии, вмешательством в дела Сирии, конфликтом в Йемене, признанием аннексии Голанских высот и нон-стоп колонизацией палестинских земель в нарушение всего, что только можно? А никак. Это всё (а дальше подчеркните нужное):
- Происки врагов;
- Подстава;
- Досадное недоразумение;
- Фейк;
- Вопросы нацбезопасности, которые никто не обсуждает;
- Заслуженный трофей;
- Вынужденная необходимость;
- Ответка на провокацию и т.д., и т.п.
Аналогичная ситуация происходила и после скандальных публикаций «райского досье» и «панамского досье» — десятков миллионов документов, доказывающих наличие у лидеров стран мира офшорных счетов, через который они могли спокойной отмывать деньги. Вы ведь не забыли ещё об этих историях, верно? Ну конечно же, забыли!
В своё время, для украинцев эта новость стала настоящим ужасом. Очевидно, что все ожидали увидеть в этом списке каких-то «чудовищ» типа Башара Асада, Владимира Путина, Родриго Дутерте, Си Цзиньпина, Роберта Мугабе, Николаса Мадуро и прочих. Но кроме них, там по непонятным причинам оказались и имена Дэвида Кэмерона, Ильхама Алиева, Елизаветы II, Пола Мартина, Сигмундура Гунлауггсона, Уэсли Кларка, Уилбура Росса, герцогиня Мария дель Пилар и других порядочных и непогрешимых политических лидеров.
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
У ДПЕК підказали, як зрозуміти, що лічильник електроенергії несправний
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
Более того, всё оказалось ещё хуже: в списках фигурировали такие компании как «Apple», «Nike», «Glencore», «Avianca», «Reiffesenbank», «Nordea», УЕФА. В общем, для части людей это стало разрывом шаблона. Естественно, пошли разговоры о том, что европейцы и американцы (и их союзники в Азии) не могут заниматься отмыванием денег, а само наличие офшорного счёта ещё не означает криминала. А если он и был, то это скорее исключение из общей системы, а не её часть. Конечно же, этот тезис совершенно не применялся относительно сил условного «зла»: русских, арабов, африканцев и т.д. В этом и содержится грубейшая ошибка в восприятии нашего мира.
Наивно-романтическая вера в справедливое мироустройство, в котором борются благородные рыцари с Запада и уродливые и жестокие орки Мордора, всегда олицетворяющие одни и те же страны – основа нынешнего украинского информационного нарратива, в которой вплетена характерная для украинцев провинциальность и местечковость и возросший в последнее время украиноцентризм в восприятии около-украинских событий.
В некотором смысле, оно и понятно. На фоне беспрецедентных для Украины социально-политических потрясений последних 4 лет и постепенного возрастания популизма в политике общество стало всё более деморализованным, разобщённым и поляризованным. Журналисты, политики и эксперты, формирующие сегодня общественное мнение, лишь подыгрывают этому дискурсу, дабы не растерять свой рейтинг и не выпасть из общего мейнстрима, будь он даже неправильным.
К примеру, возьмём войну в Сирии. В украинском медиа-дискурсе этот конфликт рассматривается также, как и всё остальное – сквозь призму наших внутренних проблем, в чёрно-белом цвете, с затёртыми до дыр примитивынми обобщениями.
Абсолютным «злом» в конфликте является Россия, Иран и Сирия как апологеты тёмной стороны силы, а абсолютным «добром» являются США, Великобритания, Франция и все их союзники. И любое сообщение о каких-либо неправомерных действий со стороны Запада в Сирии встречает ожесточённое сопротивление: но ведь не может же Британия или США делать то же самое, что и Россия и Иран! Никогда ведь такого не было, правильно? Или нет?
Автоматическая непогрешимость Запада проявляется на протяжении всех 7 лет. Ярчайшим примером этого стало освещение в украинских СМИ двух параллельных и похожих друг на друга процессов – битвы за восточный Алеппо и битвы за восточный Мосул в 2016-2017 годах. В одном случае тёмные силы сражаются с добром, которое терпит героическое поражение при обороне миллионного города. Во втором случае – это сражение добра с тёмными силами, захватившими в заложники целый город. Два процесса, аналогичные стороны противостояния, одно и то же время, абсолютные разные информационные кампании.
Вот ещё одна любопытная история. В своё время Турция была для украинских СМИ главным союзником, особенно после уничтожения на своей границе российского Су-25 в 2015 году. И снова вокруг этой ситуации вырос тотем, которую у нас взращивают много лет – «добро» в виде Турции как члена НАТО борется со «злом» в виде России и Ирана. Другого варианта не дано. Однако после нормализации отношений Турции с РФ и возникновению альянса Москва-Анкара-Тегеран украинское медиа пространство казалось совершенно растерянным. Как же член НАТО мог пойти на союз с РФ, пусть даже ситуативный? Как США и Турция могут вообще поссориться? Как Анкара может покупать российские С-400 в противовес американским «Patriot»? Они что, идиоты? А может быть, Эрдоган – робот, а им управляет Путин?
В украинской версии реальности это совершенно безумный и, позвольте, даже предательский шаг. Поэтому уже через некоторое время Реджеп Тайип Эрдоган быстро из успешного реформатора превратился в такого же «фрика», как и Саркози, мол, это просто сбой в системе, такое бывает, когда правитель долго сидит на троне. Так что, теперь нарекаем Эрдогана «одиозным», «диктатором», «автократом» и законченным исламистом.
Венцом всего стала, конечно же, ситуация вокруг Парламентской Ассамблеи Совета Европы. На днях организация, вопреки протестам Украины, приняла решение вернуть российскую делегацию. Его поддержали большинство стран – 118 делегатов из Азербайджана, Норвегии, Франции, Германии, Австрии, Сербии, Армении, Молдовы, Нидерландов, Италии, Испании и даже Великобритании. Как оказалось, подобная новость стала настоящей психологической травмой для части нашего общества, свято верившей в «добрый» Запад и глубоко погружённой в «спираль молчания», созданную предыдущей украинской властью с целью контроля массового сознания для удержания рейтингов. Люди бросились искать виновных, изрыгать оскорбления, писать апокалипсические послания – всё, лишь бы не посмотреть в лицо реальности, которая на самом деле всё это время стояла за стеной иллюзий в головах этих людей. Следовало просто снять розовые очки и начать думать самостоятельно, хотя бы на 15-20%.
Но ведь когда 5 лет тебе говорят об одном и том же, это становится частью твоей картинки мира, верно? Да, верно. Если 5 лет в Украине преобладали «победы» и демонстративные «триумфы» в рамках ПАСЕ, то почему стоит ожидать большого проигрыша? Если несколько лет в голову вдалбливают, что именно ПАСЕ – это приоритетное направление нашей западной политики, и с ним связана чуть ли не судьба Украины, то как можно говорить, что эта организация ни на что не влияет? Неужели полгода назад мы не остановили Россию в ПАСЕ, а просто отложили это решение на полгода? Но ведь нам сообщили о «победе», президент лично сказал!
Это – то, как создаётся зазеркалье. В него попадают неокрепшие, несчастные души миллионов людей, за которых медиа делают всю работу, создавая нужное восприятие. Украина – сплошной мир зазеркалья, один большой театр масок, который всех устраивает.
Мне кажется, умышленно или невольно отбрасывая объективную реальность, наше общество и те, кто формирует мировоззрение масс, лишь пытается сбежать от проблем, которые нас окружают. Деньги и власть всегда руководили миром. «Грязные» деньги – это часть любой политической системы, в том числе и часть европейской политики. Про «грязные дела» в США я вообще молчу.
Российские спецслужбы взрывали людей в Буйнакске и Москве, чтобы начать войну в Чечне. Американские спецслужбы нагнетали истерию и фальсифицировали документы, чтобы начать войну в Ираке. Когда-то французы убивали британцев в Палестине, а англичане уничтожали французских агентов в Ираке и Иордании. Как и РФ, США активно поддерживали лояльных им диктаторов по всему мира. Голландцы убивали индонезийцев в угоду своим интересам. Русские воевали с Грузией ради достижения геополитических целей. Французы бомбили Ливию из-за денег Каддафи. Всё это – часть глобального миропорядка, часть системы, которой руководят интересы, деньги и власть. Вот только такое впечатление, что в Украине это слабо понимают.
Таким образом, на выходе мы получаем пространную картинку мира, в которой всё до боли просто, Запад борется со злом, Украина – главная арена битвы между двумя гигантами, а результат этой битвы всем известен давно, просто надо «немного потерпеть и верить в победу». На стороне Украины – силы «добра», и это никто не смеет опровергать или ставить под сомнение. А почему они на нашей стороне? Ну потому что ценности, демократия, мораль, принципы и вот это вот всё.
Конечно, картинка эта, умышленно или невольно проданная СМИ, выглядит неплохо для населения, подавленного войной, экономическими проблемами, социальной неустроенностью, однако она совершенно оторвана от реальности. Оптическая иллюзия, разделяющая мир на светлый цивилизованный Запад и тёмный варварский Восток, так хорошо державшаяся во времена Римской империи, порождает совершенно немыслимую ситуацию, когда журналист вешает ярлык на эксперта или аналитика за его априори субъективный анализ, если он хоть немного отходит от мейнстримной идеи.
Задание журналиста – это докопаться до истины, разобраться в вопросе и при малейших сомнениях выводить эти вопросы в публичную плоскость. Однако у нас всё наоборот – журналисты, имея уже готовую «agenda» и чёткую позицию, противопоставляют её выводам аналитиков и экспертов (специалистов в этой теме), втягиваясь в дискуссии на той или иной стороне. Вес аналитика и журналиста равен друг другу, их слова воспринимают одинаково, а если у одного из них ещё и имеется набор традиционных идентификаторов общественно-политической «правильности» («правильная» позиция, «правильная» одежда, «правильный» язык, «правильные» аргументы), то он априори прав.
Парадокс нашей искривлённой реальности порождает ту самую «зрадо-переможную» шкалу, по которой сегодня измеряются все политики, экперты и медиа. Большинство подстраиваются под эту новую систему и появившуюся из этой «банки» реальность. Это в свою очередь затягивает туда и политический класс, поскольку такой метод оценки постепенно прямо влияет на внутреннюю легитимность человека в глазах общества.
Отсюда и все наши проблемы, связанные с системными провалами в стратегических коммуникациях и планировании. Живя в виртуальном мире и подстраиваясь под его удобства, мы перестаём отличать миф от реальности и не можем адекватно оценить причинно-следственные связи того или иного политического процесса.
Именно поэтому для нас Надежда Савченко стала героем и символом борьбы с РФ, а назначения Джона Болтона и Майка Помпео в США – это абсолютная победа. И именно поэтому мы в упор не видим, как обломки стремительно разрушающейся старой системы миропорядка летят на нас с бешеной скоростью, угрожая утащить нас на дно вместе с нашими фантомами. А мы продолжаем слепо и упёрто обнимать эти осколки, будто бы ничего в мире за эти 5 лет не поменялось.
—————————————————————————————————————————
По теме также советуем просмотреть беседу Юрия Романенко с политическим экспертом Русланом Бизяевым.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook.